Юра и сам сказал в нашем интервью, что такого, вероятно, никогда не повторится, чтобы одним залпом выстрелило столько картин. Сегодня Юре Борисову 30 лет. За его плечами порядка 60 картин, некоторые из них выйдут в следующем году, включая мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина», где у него роль Александра Сергеевича, «Анну Каренину», где он снялся в роли Левина.
Напомним, что на Каннском кинофестивале он представлял «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова и «Купе номер 6» финского режиссера Юхо Куосманена, получившее Гран-при (картина номинировалась на «Золотой глобус», выдвигалась в Финляндии на «Оскар»), на Венецианском — «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и «Мама, я дома» Владимира Битокова, так и не вышедшие в российский прокат, в Локарно — «Герду» Натальи Кудряшовой. Юра номинировался как «лучший актер» на премию Европейской киноакадемии с «Купе номер 6». А еще в 2019 году «Бык» Бориса Акопова с его участием победил на кинофестивале в Карловых Варах, где на талантливого российского актера обратил внимание Юхо Куосманен, и появилось «Купе номер 6». В том же «Быке» его заметили Наташа Меркулова и Алексей Чупов, Владимир Битоков.
Спустя несколько лет «Быка» сменил «Кентавр» Кирилла Кемница, после съемок которого Юра сказал, что столько в машине еще не ездил. Он сыграл роль таксиста Саши, у которого будто не ступни, а копыта. Авто — его полноценная жизнь, возможность стремительного движения. Саша колесит по ночам — это приятнее, чем днем, встречается с девушкой Лизой, роль которой сыграла внучка Валентины Талызиной Анастасия Талызина. Ее героиня тоже трудится в темное время суток. Она «ночная бабочка».
Фильм напоминает несколько известных картин разом, включая российский «Владивосток» Антона Борматова, где тоже снималась Анастасия Талызина в роли космической девушки. И там был сияющий огнями город на краю земли и герой с двумя случайными убийствами за плечами. Сравнений не избежать. Сейчас режиссеру Кириллу Кемницу вменяют, что сделал чуть ли не кальку с «Драйва» Николаса Виндинга Рефна, припоминают «Таксиста» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро.
Мы поговорили с Кириллом Кемницем, которого зрители знают в основном по «Zомби-каникулам».
— Когда вы начали снимать? Теперь даты имеют особое значение.
— Весной 2022-го, и ничего из задуманного не меняли, следовали сценарию.
— Начиная работу, прикидывали, что главную роль сыграет Юра Борисов?
— Когда Миша Зубко писал сценарий и мы вместе над ним работали, я сразу сказал: «Это роль для Юры. Я вижу его, потому что он хамелеон и может быть кем угодно». Но изначально у нас был проект совсем другого масштаба, не было продюсера Ильи Найшуллера. У нас был продакшн на коленке, и мы понимали, что не сможем себе позволить Юру. А потом я позвонил Илье, и все закрутилось. Илья сказал: «Круто! Давай снимать большое кино. Надо брать какую-то звезду». Тут я сказал: «Знаю, кто нам нужен. Он стопроцентно главный герой». Отправили Юре Борисову сценарий. Он прочитал и быстро согласился.
— Как вам с ним работалось?
— Идеально. И так было со всеми актерами, не только с Юрой, — и с Настей Талызиной, и с Сергеем Гилевым, и с Гришей Верником. Они — суперпрофессионалы. Личные отношения у нас тоже сложились прекрасно. Юра может делать все что угодно, не делая ничего. Он этим напоминает Роберта Де Ниро.
— Картина сложная чисто технически. Были ли дублеры?
— Работала большая каскадерская группа. Что-то Юра делал сам — то, что ему разрешали каскадеры. Он очень хорошо водит. Технически было сложно еще и потому, что мы работали на съемочной площадке со скоростью света.
— Вы видели фильм «Владивосток», где снималась Анастасия Талызина? Там тоже были экстремальные ситуации, связанные с парнем, ночной город, как у вас, только вместо Москвы — Владивосток.
— Я эту картину не видел.
— Вам принципиально важна была Москва?
— Я считаю, что у нас не вполне очевидно, что это Москва. Она не настолько узнаваема. Это какой-то ночной мегаполис. Грубо говоря, важна была притчевость. Если и есть Москва-Сити, то где-то далеко на горизонте, на общем плане. В основном же — какие-то дворы, улицы, бизнес-центры. Это может быть и какой-то другой город.
— Анастасия и Юра, по-моему, вместе еще не снимались. Как у них возникала «химия»?
— Мы долго репетировали, садились в такси и ехали. Не знаю, как объяснить, когда и как происходит между актерами «химия». Все горели этой историей, хотели сделать что-то классное. Мы пробы проводили, в том числе и парные. Их было много.
— То есть были варианты?
— Сначала были, но как только появилась Настя, их уже не стало. Как только мы ее попробовали, тут же поняли, что это должна быть она. Юра получил лицензию таксиста и даже какое-то время им поработал. Мы садились в его такси и колесили по городу, репетировали.
— Это вы ему в процессе подготовки к картине все это устроили или же он проявил инициативу?
— Можно сказать, что это его самостоятельное решение. Люди же работают таксистами. Вот и он пошел и сделал себе лицензию, чуть-чуть поработал таксистом.
— Никто из пассажиров его не узнавал? А как он устраивался на работу?
— Не знаю. Мы с Юрой не говорили на эту тему. Знаю только, что он сделал так, что ему не пришлось много ходить, чтобы устроиться на работу.