Главный герой сериала — менеджер из автосалона. В процессе ссоры с женой он случайно падает из окна двадцатого этажа, чудесным образом остается жив, но теперь видит призраков. Среди последних и его умершие родственники, и совсем незнакомые люди. Все они с проблемным характером, изрядно наследили в земной жизни и теперь, чтобы попасть на небеса, им необходимо наладить отношения со всеми, кто был ими так или иначе обижен. В общем, закрыть гештальт, как сейчас принято выражаться. Действуют они через бедолагу-менеджера, способного обеспечить им связь с миром, который они вроде бы покинули.
Гештальт-терапия вместо модного вида психоанализа стремительно превращается в сеансы легкого надувательства. И дело даже не в самом методе, который призван помочь людям жить в настоящем, осознав связь мыслей с телом и чувствами. Просто «терапевтами» сейчас себя называют все кому не лень, а растущее количество желающих поговорить с тем, кто вас слушает, приводит к тому, что люди могут с таким же успехом рассказывать о своих проблемах вежливому таксисту.
На этом фоне термин «гештальт» довольно быстро обесценивается, что, впрочем, не мешает сериалу о важности решения житейских проблем оставаться любопытным. Сценаристы в последнее время очень любят наделять героев сериалов страстным желанием разобраться в самих себе. И диалоги, в которых проскальзывает лексикон психологов, перестали быть приметой проектов для слишком умных.
В «Закрыть гештальт» заявленная в названии психология довольно быстро превращается в социологию, с блатными приколами, кухонным юмором и анекдотами средней степени бородатости. Среди проектов, выходящих на стриминге, этот сериал напоминает не самого одаренного, но все же хорошиста в способном классе. В телевселенной статус сериала сразу вырос. На фоне комедий, собранных по хорошо знакомым шаблонам, «Закрыть гештальт» радует пусть не самым неожиданным, но все же продуманным кастингом и куда выше, чем средней по телевидению, игрой актеров.
Юлия Ауг в черном парике и призывном макияже — прямо настоящая теща из кошмарного сна. Федор Лавров способен сделать очередного сыгранного им бандита не таким, как предыдущие. Александр Ильин-младший и Денис Власенко, возможно, не хватают звезд с неба, но тандем взрослого сына и призрака отца в подростковом возрасте тянет сюжет как локомотив. Наконец, камео Павла Майкова в образе актера с кризисом ролей добавляет в действие сатиры киношного закулисья.
К сожалению, диалоги в телеформат перевести не так-то легко. «Слово нехорошее, но приличной замены ему так сразу не найти», — говорит герой Власенко после очередного пика в эфире. Давно подмечено, что в телевизионные рамки совершенно не вписываются мысли, которые формулируются максимально правдиво.
ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА ПО-БЛОГЕРСКИ
Трагические события, развернувшиеся на склоне горы Холатчахль в 1959 году, дали работу многим сценаристам, режиссерам и актерам. В какой-то момент и блогеры подтянулись. Документалка Дмитрия Масленникова «Перевал Дятлова» стала важной точкой в карьере популярного видеоблогера, и теперь фильм перенесли в телеэфир. Но лучше бы он оставался в Интернете.
Карьера Дмитрия Масленникова — довольно яркий пример того, как творческая молодежь может себя реализовать в эпоху новых медиа. Дмитрий начинал в Интернете с репортажей и рецептов, но потом увидел потенциал в документальных ужастиках. В своем канале он показывал видео, снятые в местах с дурной славой, и пугал подписчиков атмосферой как будто из знаменитого фильма «Ведьма из Блэр».
Формат, что называется, зашел, у канала г-на Масленникова появилось невероятное множество подписчиков, и это стало отличной рекомендацией для кадровых отделов телеканалов. Сейчас Дмитрий ведет самые разные передачи, а его фильм «Перевал Дятлова» решили с некоторой помпой подать как значительную телепремьеру.
Документалистика, по крайней мере в классическом ее понимании, предполагает максимально правдивое погружение в человеческие судьбы и события. Высший пилотаж — обойтись только архивными материалами и смонтировать фильм даже без дополнительных комментариев. Но чаще делают множество досъемок, а иногда и реконструируют события.
У Дмитрия другой, типично блогерский метод. Он в основном снимает себя, любимого, в самых разных ситуациях. Если у автора есть свой канал, то подобный культ личности вполне логичен, ведь подписываться будут на человека. В телеформате это выглядит немного странно. Особенно если посмотреть другие фильмы из документальной линейки «Пятницы». По стечению обстоятельств почти все они иностранные, и культу личности авторов в них уделено совсем немного места. В отличие от фактурного наполнения, попытки охватить темы с разных сторон и прочих журналистских штучек, которые в видении блогеров сейчас потеряли всякий смысл.
Впрочем, несмотря на некоторую странность всего происходящего в кадре, «Перевал Дятлова» от Масленникова все же имеет свою ценность. Назовем это документом эпохи, в которой люди с авантюрным складом характера и несомненным трудолюбием получили возможность безо всяких на то логических оснований почувствовать себя актерами, телеведущими, большими звездами и много кем еще. Ребята, мы вами восхищаемся!