На вернисаже на Рождественке не протолкнуться: здесь академики, художники, знатоки, любители и ценители Востока. Сам Зураб Церетели пришел на открытие не только как президент Академии, но и как отец Лики и муж Татьяны. Официальное открытие, поздравительные речи, и толпа разбредается по небольшим залам со сводчатыми потолками и стенами кирпичной кладки. На стенах — живопись Татьяны Кочемасовой, тут же в нишах и на специальных конструкциях гордо выстроились вазы Лики Церетели. Ее же ширмы, в которых расписанное стекло заменяет ткань, перекрывают пространство.
Восток, как известно, дело тонкое, и в этом лишний раз убеждаешься, рассматривая прозрачное цветное стекло, покрытое причудливым и изысканным орнаментальным рисунком. Лика — безусловный мастер в работе с хрупким материалом: в ее вазах и вазочках цвет бьется со светом, что только добавляет игры самому рисунку. Кстати, традиционно восточным его трудно назвать — мотивы, конечно, читаются, но Лика Церетели дополняет их современными образами, далекими от конкретики, узнаваемости, отчего те приобретают философское звучание.
На контрасте с этими работами картины Татьяны Кочемасовой — пейзажи, натюрморты, портреты. Выполненные насыщенными красками, они заряжают пространство чистотой восприятия мира, какое бывает только у детей, и оптимизмом. Жирафы с печальными глазами крупным планом, райские птицы среди райских яблок, очевидно, в райском саду, милые мартышки, играющие как дети. Здесь нет места конфликтам и противоречиям — только любовь, гармония и простота, в которых вся мудрость жизни.
Собирательные образы художника объединяются графикой орнаментального рисунка, фактурами и цветовыми отношениями. Орнамент здесь выступает своего рода подвижным интерфейсом, задавая темп, который на первый план выводит прежде всего эмоциональную сферу авторов, которые к тому же известны как серьезные исследователи и организаторы в Российской Академии художеств и Музее современного искусства.