Накануне официального открытия собрались директора литературных музеев, чтобы отпраздновать дату. А говорили о том, что прожил Маяковский неполных 37 лет, ушел из жизни почти 100 лет назад, но до сих пор остается актуальным поэтом. Его называли создателем отечественной рекламы, вспоминали о непростых отношениях с властью, неприятие его Лениным и выбор в пользу смерти в 1930 году, к которому привела «паутина противоречий». Свой уход он словно предугадал в поэтической эпитафии на уход Есенина в 1925-м.
Название выставки повторяет одноимённую статью поэта «О разных Маяковских» 1915 года, где он называет себя нахалом и циником, извозчиком и рекламистом.
Директор ГМИРЛИ имени В.И.Даля Дмитрий Бак призвал посмотреть на Маяковского с учетом контекста, оставшегося за кадром в советское время.
«Маяковский! Это нельзя выдумать, нельзя повторить. Попробуйте лесенкой прочесть «Я помню чудное мгновенье». Это будут другие стихи», - темпераментно произнес Бак и сам же попробовал, прочитал.
Он предоставил слово новому директору Музея Маяковского, только-только заступившему на пост: «Видимо так предопределено свыше, чтобы музеем Владимира Владимировича Маяковского руководит Владимир Владимирович Лисенко».
Лисенко так оценил выставку: «Обилие монументов, бюстов, голов великого поэта и гражданина отражают Владимира Владимировича, закаменевшего в бронзе и металле. А выставка показывает его – настоящим человеком своей эпохи, который был живым и непосредственным во всех своих проявлениях».
Заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века» и куратор выставки Лариса Алексеева уверена, что в свои сто тридцать Маяковский не устарел. Его по-прежнему читают и слушают, увлекаясь его мощной энергией. Кем бы он мог быть сегодня? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта, блогером-миллионником... Кем угодно.
Девять образов поэта, почерпнутые из его же поэзии, образуют композицию выставочного пространства. Начинается она с «бесценных слов мота и транжира», «нахала в жёлтой кофте», а завершается - «непонятным массам» поэтом. Между ними — несколько ипостасей: «не мужчина, а облако в штанах», «летающий пролетарий», «людогусь», разговаривающий с Эйфелевой башней, «Будетлянский силач и Новый Ной», «не для денег родившийся», «человек большого РОСТА», «щен», «вырабатывающий счастье». Архивные материалы соседствуют с современным инсталляциям. Всего представлено порядка 300 предметов - афиши, рукописи, фотографии, эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф», личные вещи.
Привлекают внимание редко выставляемые золотые кольца-печатки, которыми в 1918 году обменялись Маяковский и Лиля Брик. Сделаны они по заказу поэта. На печатке малого кольца буквы «ЛЮБ» идут по кругу, так что читается слово «люблю». На внутренней окружности выгравировано имя «Володя», а «Лиля» - внутри большого кольца с латинскими инициалами поэта.
Под кольцами - крохотная фотография пары, сделанная в Петрограде в 1915 году. Как говорят сотрудники музея, при создании выставок сами собой случаются мистические вещи. Когда в витрине выставили кольца, образовалась тень в виде кошки — ушки на макушке, глаза. Лиля Брик, как известно, подписывала свои письма Маяковскому: «Твоя Киса». Маяковский в ответ писал: «Твой Щен». Тут и выполненный карандашом парный портрет «Любовь» Тышлера 1954 года, петроградская фотография Брик 1916-го, ее же портрет, сделанный Маяковским в 1915-1916 годах в альбоме с рисунками.
Среди раритетов - записные книжки Маяковского с адресами друзей, рисунками, фрагментами поэмы «Во весь голос», черновиками стихотворения «Революция. Поэтохроника» 1917 года. Из 70 записных книжек, хранящихся в музее Маяковского, на выставке представлено 7.
В пространстве, где Маяковский представлен как Новый Ной и Будетлянский силач - два крошечных рисунка 1913 года. Это «Человек» Михаила Ларионова и эскиз костюма «Будетлянский силач» Казимира Малевича к опере «Победа над Солнцем». Они проецируется на стену, укрупняются. Оба персонажа ассоциируются именно с Маяковским. Здесь же представлены эскизы декораций Маяковского к «Мистерии-буфф». Отдельный разговор о его работе в кино, Маяковском-сценаристе.
Лариса Алексеева рассказывает, что поэт был азартным человеком, любил играть в карты, делал ставки на скачках. Для «не для денег родившегося» деньги стали важной составляющей. Подтверждение тому - наброски стихотворения «Разговор с финиспектором о поэзии», автограф стихотворения «Ответ на будущие сплетни».
Маяковского спрашивали, сколько он получает за свои строчки, действительно ли приобрел авто. И он ответил: «Ну что ж, простите пожалуйста, что я из Парижа привез Рено, а не духи и не галстук».
Путешествуя по Франции он написал записки людогуся — так он себя назвал в поэме «Летающий планетарий». Маяковский много ездил по миру, и отдельный раздел выставки посвящен его путешествиям 1922-1929 годов. Выставлены личные вещи, приобретенные за границей: кожаная папка для бумаг с инициалами поэта, авторучки - американская «Parker» и немецкая «Montblanc» желтого цвета с монограммой, американские и французские галстуки из шелка и репса, австрийская фетровая шляпа.
В Париже он делал покупки с Эльзой Триоле, которая вспоминала, что покупали рубашки, галстуки, носки, пижамы, кожаный кушак, резиновый складной таз для душа, чемоданы с застежками, регулировавшими его глубину, дорожные принадлежности, вилку в кожаном футляре. Как заметила Триоле, это «вещи, нужные Маяковскому» для его поездок по России.
Строкам поэта «Я себя советским чувствую заводом» отвечает пространство социалистической стройки. Над нашими головами — нечто вроде лаборатории стиха. Раз человек-завод, то помимо производства нужна и реклама. Начинается раздел с учетной карточки, которую завели, когда Маяковский за участие в революционной деятельности был арестован. На него составили описание: на вид 17-19 лет, шея тонкая, уши оттопыренные, шаг широкий.
А вот он уже работает в «Окнах РОСТА». Показан процесс создания плаката, можно увидеть чудом сохранившиеся трафареты, при помощи которых осуществлялось тиражирование. Особое внимание в дождливый день привлекали плакаты, рекламирующие резиновую продукцию: «Дождик дождь впустую льешь я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место». С припиской - «Продажа везде». На подошве - изображение серпа и молота. Завершается эта часть пространства портретом «В.В.Маяковский в мастерской РОСТА» кисти Александра Дейнеки, созданным к выставке, посвященной 10-летию со дня смерти поэта.
«Непонятный массам» - тоже Маяковский. Одни его боготворят, считают опередившим время. Другие не понимают, интересуются: «Зачем вы это пишите?», «Почему вы не член партии?» Маяковский собрал около 20 тысяч записок и подготовил универсальный ответ. Рядом с записками, которые можно прочесть, - его подлинная вывеска «Маяковский непонятен массам» с выставки «20 лет работы Маяковского». Издали читаются только слова «Маяковский массам», а «непонятен» дается в кавычках и мелким шрифтом. Чтобы там не говорили, он знает что необходим. Это он вырабатывает счастье для своей страны.
Завершает выставку инсталляция, связанная с последним рисунком Маяковского. Тут посетитель может посидеть и обдумать увиденное.