Московская Государственная академия хореографии является старейшим театральным учебным заведением Москвы и одним из старейших в России. Она ведет свою историю с 1773 года, когда в учрежденном по приказу императрицы Екатерины II Московском воспитательном доме, созданном для детей-сирот и подкидышей, были открыты первые «классы танцевания» — так тогда назывались занятия балетом. Первый танцевальный урок провел здесь итальянец Мисоли, и этот год теперь принято считать годом образования московской балетной школы. Дети, «прыгавшие без роздыху» под руководством своих наставников Филиппа Беккари и его жены, настолько освоили балетную науку, что их силами стали даже ставить первые балеты.
В 1780 году Московский воспитательный дом выпустил первую группу своих питомцев — семь танцовщиц и девять танцовщиков. Причем все они были направлены в Петербург, в театр частного антрепренера Карла Книппера. Через четыре года школа перешла в ведение Петровского театра, а так в те времена именовался Большой, и с тех пор выпускает своих питомцев именно для нужд этого театрального дома.
Программа, составленная к славной дате, которую еще более широко готовятся отметить осенью, впечатляет своим размахом. Это не только балетная классика XIX и XX веков, но и балет Бориса Эйфмана.
Балет Эйфмана показали во втором отделении, а первое было отдано классической программе, состоящей из шедевров хореографии XIX и XX веков. А открывалось оно «Классической симфонией» Леонида Лавровского. Этот одноактный балет на музыку Прокофьева впервые был поставлен педагогом и хореографом Леонидом Михайловичем Лавровским в 1966 г. для воспитанников Московского хореографического училища, где он был в то время художественным руководителем. Признанный в жанре драматического балета хореограф под конец своей жизни создал исключительно танцевальный, бессюжетный балет в стиле баланчинской неоклассики.
С тех пор этот балет является украшением репертуара МГАХ, на котором учащиеся постигают школу классического танца. Нынешние ученики и выпускники отлично освоили стиль этого произведения. Солирующая пара — лиричная Полина Нецветаева-Долгалева и длинноногий записной красавец Макар Михалкин — задавала здесь тон.
Макар Михалкин, высокий, с благородными манерами и отточенной техникой танцовщик, отличился и в завершающем концерт Гран-па из балета «Баядерка». Если в целом этот «Большой классический танец», в котором вместе с Михалкиным –Солором партию Гамзатти танцевала Таисия Коновалова, и был небезупречен, то танец Михалкина заслуживает всяческих похвал. Танцовщик великолепно справился с партией: высоко прыгал, мягко приземлялся, прекрасно выполнял поддержки и вызывал восхищение…
Понятно, почему этот юноша оказался яблоком раздора между Большим и Мариинским театрами. Еще весной инициативу было перехватила Мариинка. И.о. заведующего балетом этой труппы Юрий Фатеев, заприметивший танцовщика на Московском международном конкурсе, где тот стал золотым лауреатом в младшей группе, предложил необыкновенно одаренному юноше статус второго солиста и ведущие партии в репертуаре. Худрук Большого Махар Вазиев, известный стремительным продвижением своих подопечных по карьерной лестнице, таких роскошных подарков и обещаний делать не стал, но все-таки переиграл коллегу: в итоге Макар оказался в труппе у Махара, правда, пока только в кордебалете. Но уже репетирует главную партии Люсьена Д`Эрвильи в Гран-па из балета «Пахита», в этом сезоне заново прописавшегося в афише Большого.
Помимо «Баядерки» за классику XIX века на концерте отвечало па-де-де из «Раймонды», которое с выпускницей Дэйманте Таранда впечатляюще станцевал такой яркий и стилистически точный солист Большого, как Дмитрий Выскубенко, в начале этого сезона переехавший в Москву из Мюнхена. Он, кстати, тоже выпускник МГАХ.
Вошла в первое отделение концерта и сюита из балета Петипа «Миллионы Арлекина» в постановке и редакции главного специалиста по «старине» в нашей стране Юрия Бурлаки. Вместе с Коломбиной Марией Докучаевой здесь «зажигал» танцовщик Ратмир Джумалиев, который тоже полтора года назад переехал в Москву ради обучения в Московской государственной академии хореографии, но уже из Алма-Аты. Я видел этого танцовщика еще на конкурсе в Сочи два года назад. Там-то его и оценила ректор академии Марина Леонова, пригласив перейти в Москву. Обучение пошло юноше на пользу. Танец его, сохраняя присущую ему виртуозность, стал более осмыслен и академичен.
Тот же Бурлака поставил в академии и па-де-сис из старинного балета Жюля Перро «Эсмеральда», дошедшего до нас в версии Петипа. Здесь отметим выпускников Ксению Трохову (Эсмеральда) и прыгучего, как мячик, Данилу Клименко (Гренгуар).
Очень многих из перечисленных здесь выпускников (почти 10 человек) Махар Вазиев взял в Большой театр. Своим концертом московская академия, как всегда, подтвердила высочайший статус этого учебного заведения.