«Икона отдается в безвозмездное пользование лавре, но остается на инвентарных номерах Третьяковской галереи. Фактически это значит, что музей несет за нее ответственность.
Мы сейчас готовим большой материал с директором ГТГ Еленой Владимировной Проничевой и Министерством культуры о том, как все будет функционировать. Все условия длительной передачи и надзора там пропишут: как икона будет наблюдаться, реставрироваться, содержаться. Договор будет выстраиваться таким образом, чтобы специалисты Третьяковской галереи имели доступ к «Троице» и могли следить за ее состоянием. На данный момент специалисты ГТГ два раза день приходят в Храм Христа Спасителя и снимают показания», – рассказали «МК» в пресс-службе Третьяковской галерее.
«Троица» должна отправиться в Реставрационный центр Грабаря не позднее 19 июля. Как пояснили в пресс-службе ГТГ, перед этим будет подписано отдельное соглашение между Третьяковкой и Центром Грабаря, где так же обговорят условия доступа специалистов музея к шедевру Рублева до его переезда в лавру. На вопрос о том, стабильно ли сейчас состояние хрупкой иконы начала XV века, которая с 3 июня находится в ХХС, собеседник «МК» затруднился ответить.
Несмотря на уверения Третьяковки, эксперты сомневаются, что сейчас у специалистов есть возможность наблюдать за состоянием иконы. Об этом корреспонденту «МК» накануне рассказал крупнейший специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения, член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия Лев Лифшиц, 20 лет руководящий сектором древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания.
Специалисты этого ведущего в России центра по комплексному изучению отечественного и зарубежного искусства сейчас готовят конференцию на тему: «Святая Троица» Андрея Рублева: проблемы консервации и экспонирования». Очевидно, что это собрание экспертов станет еще одной попыткой обратить внимание на критичное состояние памятника и грозящие ему опасности.
В описание конференции, которую координирует замдиректора по научной работе ГИИ Александр Преображенский, напоминают о комплексе проблем, возникших после «гастролей» иконы в лавру год назад.
«Перемещение на значительное расстояние и отсутствие надлежащих условий экспонирования в действующем храме предсказуемым образом повлияли на состояние памятника. После возвращения в Третьяковскую галерею более чем на 60 участках поверхности «Троицы» были выявлены повреждения грунта и живописи. Несмотря на усилия высококвалифицированных реставраторов, состояние иконы остается нестабильным: ее разрушение, вызванное перемещением в лавру, прогрессирует, многие участки признаны аварийными.
Эти данные, представленные на заседании расширенного Реставрационного совета Третьяковской галереи 15 мая 2023 года, привели членов Совета к единогласному выводу: в ближайшее время «Троица» не может покинуть стены музея даже на короткий срок (…). Все эти действия, предпринимаемые вопреки единодушному отрицательному вердикту специалистов, могут стать губительными для уникальной иконы письма Андрея Рублёва и нанести невосполнимый ущерб русской культуре», – говорится в сообщении ГИИ».
Научное сообщество продолжает повторять все то, о чем оно твердит уже не первый год: «Троица» настолько хрупка, что при несоблюдении необходимых условий, памятник ждет необратимое умирание. Но ситуация разворачивается так, что вряд ли мнение искусствоведов будет услышано. Быть может, когда «грянет гром» и разрушения красочного слоя дойдет до апогея, реставраторов привлекут к «реанимации» памятника. А пока остается надеяться только на чудо.