— Юлия, известный писатель и нумизмат Геннадий Семар считал коллекционирование монет своеобразной прививкой от стяжательства, увлечением, меняющим отношение к самой сути денег. Согласны ли вы с этой мыслью?
— Собирание монет — это ведь и есть стяжательство, то есть грех накопительства и страсть к владению. Просто большую ценность имеют не те деньги, которые в обиходе, а те, которые не получишь на сдачу в магазине. Иногда в азарте люди тратят последние деньги... на деньги.
Интересно, что психологи очень любят объяснять коллекционирование различными комплексами: тут тебе и уход от реальности, и попытка хоть что-то систематизировать в беспорядочной жизни, и желание выделиться. Но на самом деле я пока не встречала среди единомышленников безрассудных фанатиков. Скорее это люди с широким кругозором, путешественники, любители истории.
— Сколько лет вашему увлечению?
— В семье всегда был интерес к монетам. Собиралась советская «юбилейка», в шкатулке хранились царские деньги, оставленные бабушкой. Потом стали обязательно привозиться монетки из поездок по Европе. Но всерьез я заинтересовалась коллекционированием, когда начала сотрудничать с одним нумизматическим дзен-каналом (по профессии я журналист, пишу статьи на самые разные темы). И тогда мир нумизматики просто ошеломил меня.
Потому что это и история, и география, и геральдика, и мода, и культурные традиции, и геополитические нюансы... Монеты — вещественное доказательство того, что было раньше. Можно переписать учебники истории, но берешь каталог монет за ХХ век — и видишь, какие были тенденции, кто с кем дружил, кто с кем воевал — вся мировая «повесточка».
Ну и, конечно, эстетическая составляющая. Среди коллекционеров монет очень мало женщин, и всех их прежде всего привлекает красота. Золотые и серебряные монеты — это ведь настоящие украшения (вспомните старинные монетные ожерелья — мониста). И до сих пор в моде серьги и кулоны из монет.
— Можете ли вы себя назвать системным дотошным собирателем, из числа тех, кому интересны погодовка и монетные разновидности?
— Думаю, что женщины нестандартно подходят к систематизации и хранению монет. У меня, например, нет альбомов, все лежит в шкатулках и коробочках. Есть отдельные шкатулки для советских монет и российских серий, отдельные — для евросоюзной «ходячки», для монет Азии и так далее. Более ценные экземпляры хранятся в пластиковых капсулах.
Самый любимый раздел — «серебряные девочки», как я их называю. Это серебряные монеты с изображением женских портретов или фигур. Есть польские злотые 30-х годов с королевой Ядвигой (на самом деле в каталогах она значится как «голова Полонии»). Франки с Марианной и сеятельницей (очень классно, кстати, французы обыграли своих знаменитых женщин в серии, посвященной предстоящей Олимпиаде в Париже, — Марианна бежит, а сеятельница боксирует). А еще там же — австрийские шиллинги 70-х, на них изображена дама в голдхаубе — «золотом кокошнике».
В основном массово серебряные монеты перестали чеканиться уже в 60-е годы. Сегодня из серебра выпускаются только памятные. Среди них я особо выделяю сан-маринские. На гербе Сан-Марино три башни с павлиньими перьями; так вот, каждый год они умудряются на аверсах по-разному изобразить и башни, и перья.
Стыдно признаться, до коллекционирования я даже и не знала, что существует такая страна — Сан-Марино! Теперь есть мечта — побывать в ней.
— Что для вас становится источником пополнения коллекции кроме путешествий?
— Источники такие: покупка у нумизматов, подарки друзей, поездки, получение монет на сдачу. До обмена пока еще не дошла, хотя, наверное, это самый результативный способ пополнения коллекции, но времени на него катастрофически не хватает.
— Существуют десятки историй о монетке за миллион из пыльного сундука или старой копилки. Это мифы или реальность? Какая вероятность поймать ценную монету в обиходе или в оставшихся от советской эпохи запасах?
— Десятки историй — на 147 миллионов человек, живущих у нас в стране. Так что каков шанс, судите сами. Но покопаться в бабушкином сундуке все равно стоит: там могут быть «ранние советы» — мелочь СССР 20–30-х годов, которая сама по себе и ценна, и довольно красива. Кроме того, в истории страны были периоды, когда монеты выпускались редко или мизерными тиражами. Например, в годы Великой Отечественной войны и в 70-е. Стоимость отдельных экземпляров может достигать десятков тысяч рублей.
Также советую читателям «МК» не игнорировать монеты со следами производственного брака — к ним тоже проявляют внимание нумизматы.
Обязательно вооружитесь лупой, значение может иметь все: клеймо монетного двора, написание букв СССР, наличие и расположение точек между ними, ленты на снопах, звезда на гербе (она бывает плоская, выпуклая, разрезная)... В зависимости от этих, казалось бы, мелочей, даже три копейки вдруг превращаются в пару тысяч рублей. Есть специальные каталоги и форумы в Интернете, которые помогут сориентироваться.
Но вообще, к поиску правильнее относиться как к рыбалке: не гнаться за гигантским марлином, а радоваться самому процессу. Поймал пару карасей, т.е. нашел пару интересных монеток, — уже улов.
— Нумизмат в широком смысле — это ценитель легенд, репродукций картин нумизматической тематики, пословиц, произведений о монетах, специальной литературы. Или это все лишнее?
— На мой взгляд — это вообще самое важное. Алчно и одержимо искать клад — скучно. То ли дело найти интересную байку или историю! Тем более что часто эти истории несут на себе сами монеты.
Вот, например, замечательный рассказ о том, как на австрийском шиллинге был отчеканен... дьявол!
После Второй мировой в Австрии решили обновить дизайн монет. В государстве, где уделялось большое внимание социальным вопросам (даже на гербе с 1919 года орел держит в лапах серп и молот), задумали поместить на шиллинг крестьянина, засевающего поле. В качестве прототипа медальеры взяли изображение с картины популярного тогда художника Альбина Эггера-Линца. Картина называлась «Сеятель и Дьявол», и угадайте, чью именно фигуру случайно поместили на монету? Об этой работе Эггера-Линца писал еще Лев Троцкий в 1909 году, посетив художественную выставку в Вене: «Один — «добрый» сеятель, христианин, тот же тирольский мужик, только не в стихийном натиске восстания, а на мирной пашне, трудолюбивый, упрямый, землелюбивый. А за ним, шаг в шаг, сеятель зла, голый, меднокрасный дьявол, бросающий плевела туда, где уже посеяна пшеница».
Целых десять лет австрийцы чеканили «дьявольский шиллинг» и только в 1959 году заменили фигуру на цветок эдельвейс.
— Монетная продукция Российской империи, Советского Союза, современной России или «импорт» — что у вас в приоритете?
— Это интересы разного характера. В мире около двухсот стран: конечно, хочется знать, какие монеты там ходят и хотя бы по несколько штук заполучить, желательно самому привезти. А российские и советские монеты несут родную историю; тут включаются механизмы сбережения памяти и особого отношения.
— Есть ли связь между поэзией и нумизматикой, почему две реальности встретились в вашей душе?
— Принято считать, что сам термин «нумизматика» ввел в обиход итальянский поэт Франческо Петрарка. Он увлекался античными монетами, и крестьяне, находившие на полях старинные монеты, знали, кому их нести.
Но свои сонеты Петрарка посвящал Лауре, а не монетам.
Так что, думаю, поэт и нумизмат — это разные ипостаси, которые соединяются в человеке случайным образом. Хотя знаю некоторых поэтов, увлеченных коллекционированием. Замечательный автор, классик современной поэзии Алексей Пурин; мой коллега по дзен-каналу Павел Синельников; поэт и прозаик из Петропавловска-Камчатского Павел Пушкарев (сейчас он живет в Москве). Если вы не знакомы с их стихами, очень советую почитать.
— Вообще, современные монеты made in Russia вы считаете интересными? Какие выпуски самые удачные?
— Самые удачные выпуски те, что попадали в руки обычных людей, а не исключительно коллекционеров. Так, Банк России с 2011 по 2016 годы чеканил замечательную серию «Города воинской славы», которая многих сподвигла на собирание монет, а также подогрела интерес к российской географии и истории.
Было выпущено 45 видов по 10 миллионов штук; до сих пор они в обороте, и я каждый раз радуюсь, когда получаю их на сдачу.
А сейчас таких массовых выпусков почему-то не происходит. Есть серии вроде бы доступные, из недрагоценных металлов: «Древние города России», «Города трудовой доблести», «Человек труда», но они из банков попадают сразу в альбомы. И в результате обычный десятирублевик продается в магазине за сто. Абсурд!
Я считаю, так быть не должно. Каждая страна Евросоюза ежегодно чеканит две памятные монеты номиналом 2 евро, которые запускает в оборот. Тоже не везде, правда: в Ватикане или Монако ты на сдачу такую монету не получишь. Но в Прибалтике, Финляндии, Испании — пожалуйста!
США постоянно большими тиражами выпускает памятные серии долларов, 50-центовиков и квотеров (25 центов). Сейчас, например, запущена серия однодолларовиков «Американские инновации»: каждый штат представляет изобретение, к которому он причастен. Пенсильвания — вакцину против полиомиелита; Луизиана — лодку Хиггинса, ставшую прототипом всех десантных катеров; Мэриленд — космический телескоп «Хаббл». Эти монеты можно собрать, расплачиваясь в магазинах наличкой. Такая продукция вызывает гордость за страну. Это важный идеологический момент, который, увы, мы упускаем…
Ну и немного о хорошем. Отмечу симпатичную серию «Советская и российская мультипликация»: здесь и серебро, и мельхиор с цветной эмалью (к сожалению, на эти монеты совершенно безумные цены), и обычные медно-никелевые, доступные по стоимости. Я сама из ностальгических чувств ее собираю, но только советские мультики: «Умка», «Дед Мороз и лето», «Веселая карусель».
Приятно видеть, что в России внедряют новые технологии в монетное производство — так, у нас придумали монеты с интерференцией света: эффект радужной пленки, который можно наблюдать на мыльном пузыре или на крыльях бабочки. Пока выпущены две такие монеты: «Конек-горбунок» из серии «Легенды и сказки народов России» и монета «К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова».
— Находили ли вы клад, участвовали ли в самовольном «копе» с целью найти старинные монеты в полях и лесах?
— У нас очень сложный и запутанный закон, который касается «копа», а несогласованные археологические раскопки вообще запрещены. Об этом надо помнить, занимаясь кладоискательством.
Но для меня клад — это любой интересный старинный предмет. Недавно на даче обнаружили под крыльцом металлическую мыльницу 30-х годов — и это тоже сокровище!
— Кто из русских классиков самый «денежный»? Пушкин, которого в эпиграмме сравнивали с золотым клюнкером? Или певец совзнаков (банкнот первых лет советской власти) Владимир Маяковский?
— А что имеется в виду? Если мы говорим о монетах, то 1 рубль 1993 года «100 лет со дня рождения В.В.Маяковского» примерно раза в четыре дороже, чем 1 рубль 1999 года «200 лет со дня рождения А.С.Пушкина», и в пять раз дороже, чем 1 рубль 1984 года «185 лет со дня рождения А.С.Пушкина».
А если о гонорарах, то тут сложно сравнивать. Пушкину выплачивали приличные деньги, но их постоянно не хватало (за «Евгения Онегина» он получил 12 000 рублей; но для того, чтобы безбедно жить, по словам поэта, ему требовалось 30 000 в год).
Маяковский считался самым высокооплачиваемым поэтом СССР. Но в советское время он не мог купить имение или содержать псарню, например. Был ли его уровень жизни выше, чем у Пушкина, — вопрос спорный.
— Назовите произведения, сюжет которых построен вокруг монет, купюр и вообще денег. Есть ли такие у вас и у других современных писателей? Существуют ли успешные попытки составить нумизматические литературные антологии?
— Огромное количество сюжетов связано с деньгами: от «Золотой антилопы» и «Неразменного рубля» до «Скупого рыцаря» и «Острова сокровищ». Но это все к нумизматике не имеет отношения.
С точки зрения нумизматики и бонистики интересен роман Достоевского «Преступление и наказание»: без подсказки не поймешь, как разобраться в сложной системе билетиков, кредиток, серий, «желтеньких», которые там фигурируют.
Деньги самых разных номиналов встречаются в «Трех мушкетерах» Дюма: франки, ливры, пистоли, луидоры, су и прочие. Сноски в книге объясняют, что пистоль и луидор — это одно и то же, просто так называли золотую монету в Испании и Франции соответственно; а франк — это французское название итальянского ливра, и обе монеты составляли 1/10 часть луидора/пистоля. Так что эта книга тоже дает некое представление о нумизматике.
Можно еще поскрести по сусекам, но не уверена, что наберется на нумизматическую литературную антологию. А вот каталог монет, посвященный литераторам и их произведениям, получился бы колоссальным по объему. И меня такой каталог очень бы заинтересовал.
— Почему в РФ появилась нумизматическая литпремия имени Константина Вагинова, поэта и нумизмата?
— Спрос на литературные премии велик. Ковид начал их подкашивать, а потом многие решили, что сейчас вообще не время для поэзии. Но поэты пишут, выступают — невозможно игнорировать их творчество.
Поскольку поэтическая среда это мое и нумизматическая тема тоже постоянно всплывает, захотелось создать что-то на стыке, неординарное. Премии часто учреждаются в честь какого-то автора; а кто из петербургских поэтов коллекционировал монеты? Конечно, Константин Вагинов!
Он вообще собирал все, вплоть до спичечных этикеток и меню из ресторанов. При этом не был одержимым, вполне по-научному относился к своим коллекциям.
Интересно, что литературоведы усматривают и в основе творчества Вагинова принципы коллекционирования. Для меня он автор еще неизведанный, как следует не прочувствованный, но очень яркий, рискованный, нарушающий правила, при этом с постоянной оглядкой на традиции. Как если бы подросток взбунтовался и сбежал из дома, но продолжал носить на груди портрет матери и постоянно бы писал ей пронзительные письма.
Мне нравится, что премия вручается авторам неординарным, с собственным почерком, что на нее можно выдвинуться самостоятельно, что приз — чисто нумизматический: рубль 1899 года (год рождения Вагинова). Раньше ведь не было медалей, награждали гривнами, червонцами, алтынами. Да и когда медали появились, обычай сохранялся. Так, Александр Суворов вручал отличившимся в бою солдатам серебряные рубли из собственных средств. Бойцы пробивали в монетах отверстия, продевали шнурок и носили на шее или на груди. Нынешняя награда наследует эту традицию.
— Какие бы вы советы дали начинающим коллекционерам кроме «не начинайте»? Если ребенок увлечется нумизматикой — это хорошо или плохо?
— Очень хорошо! Во-первых, у него появляется круг общения и социальные навыки: договориться, встретиться, обменяться и прочее. Во-вторых, с географией и историей в школе у него будет все более-менее нормально. В-третьих, умение систематизировать очень пригодится в любом случае: выберет ли он в дальнейшем научную карьеру или просто будет наводить порядок в шкафу (хотя тут не уверена, но шансы есть). В-четвертых, понятно, как поощрять такого ребенка и что дарить ему на праздники. Главное, приучить его к тому, что хобби не должно забирать все время и что важно владеть не вещами, а знаниями. Для этого хорошо приводить примеры, как нумизматы поступали со своими коллекциями. Тот же Петрарка вручил императору Священной Римской империи собрание монет с портретами древнеримских правителей, чтобы монарх имел пример для подражания и вдохновения. В Русский музей, Эрмитаж, Музей денег в Петропавловке монеты также нередко поступали от дарителей.
А начинающим совет такой: больше читать, узнавать, а не пытаться разбогатеть на нумизматике. Постоянно вижу, как легковерным коллекционерам на интернет-аукционах пытаются что-то втюхать за невероятную сумму. Вот яркий пример: греческая монета 2 евро 2002 года была продана на eBay за 80 000 евро. Из-за того, что в нижней звезде на реверсе заключалась буква S. Обычно там располагается первая буква монетного двора, который чеканит евро, а в Греции двора на такую букву не существует. Поэтому подняли крик: нумизматическая редкость, стоит больших денег! Все оказалось проще: из-за того, что Греция вступила в Евросоюз в 2001 году, она не успевала начеканить нужное количество евро, и ее первые монеты изготавливались в Финляндии — отсюда S, Suomi.
Но до сих пор на разных сайтах пытаются «развести» новичков на «непонятные» буквы. В США, например, четыре монетных двора; в Германии пять. И все они ставят свои буквы на монетах, и их тоже будут вам предлагать как нечто неординарное. И это только малая часть популярных «разводок».