МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Вахтанговский театр закрыл сезон под дождем: осадки “включала” Нонна Гришаева

Программа закрытия была составлена так, что еще представляла премьеры этого сезона

Вахтанговскому театру, который, бесспорно, является самым успешным в стране, явно не везет в этом сезоне с погодой. В субботу целый день Москву заливало солнце, и на небе не было ни тучки. Но к 21.00 со стороны Садового кольца на Арбат угрюмо стала наползать увесистая туча. Работники Вахтанговского театра, тоскливо посмотрев в ее сторону, со знанием дела пошли запасаться целлофаном, чтобы успеть, если что, прикрыть аппаратуру, которую установили еще с утра. Закрытие 102-го театрального сезона не было под угрозой. Потому что праздник, к которому давно привыкли москвичи и ждут его, состоится при любой погоде. С подробностями — обозреватель «МК».

Фото: Наталия Губернаторова

20.45. Народ уже подтянулся к зданию театра, занимает выгодные места. А самые лучшие, скажу по личному опыту, не те, что ближе к металлическим ограждениям и сцене, а у ювелирного магазина напротив: там вдоль окон имеются большие каменные подоконники, и если на них встать, то обзор будет прекрасным. У сцены (ее выстроили накануне) идут последние приготовления — свет, звук, монтировщики лестницы подносят. Все, сотрудники театра и зрители, с надеждой смотрят в вечернее небо: может, на этот раз все-таки с дождем пронесет?

— По прогнозу вроде не обещали, — бросает кто-то на ходу. Но голос не очень уверенный.

21.03. На сцене появляется смешной человек: черный сюртук, черное канотье, в руках маленькая клоунская гармошка. По всему видно — белый печальный клоун, в котором несложно узнать замечательного характерного актера Юрия Краскова. Через пару минут к нему присоединится другой, но не клоун — Володя Вдовиченков, хотя как посмотреть. А потом и третий — дождь, который наглел с каждой минутой.

Надо сказать, что Вдовиченков партнерствует с Красковым в спектакле «Феллини. 8 1/2», и фрагментик из него становится музыкально-пластической увертюрой уличного праздника Вахтанговского театра. А потом полетит по Арбату концерт — шикарный, радостный, и москвичи увидят часть того концерта, который Вахтанговский в конце апреля показал во Владикавказе в честь открытия родового Дома Вахтангова. То, что четыре часа продолжалось на родине великого режиссера, и, кстати, под бесконечным и холодным дождем, Москва увидела чуть в меньшем объеме и не так уж вымокла.

Вечер ведут Владимир Вдовиченков и вахтанговская красавица Яна Соболевская. Красавиц, замечу, здесь хватает.

Часть улицы, примыкающей к театру, если посмотреть сверху, сплошь состоит из зонтов, аккуратно проложенных разноцветными дождевиками. Люди стоят, не уходят. Две девчонки без зонтиков, пробившиеся прямо к металлическому ограждению, вымокли и хохочут. Праздник же! И для них, и для театра, которому в финале сезона есть что предъявить. Причем по гамбургскому счету.

В 102-м театральном сезоне артисты сыграли более 1100 спектаклей. Выпустили 10 премьер и на гастроли в российские регионы отвезли 97 своих лучших постановок. Ну а в открытом в конце апреля Доме Вахтангова во Владикавказе уже успели провести 50 творческих вечеров (и не только своих артистов), на них пришло почти 3000 зрителей. Дом работает только два месяца, а события там идут через день. Круто!

Программа закрытия, которую, как и концерт во Владикавказе, делал Эльдар Трамов, составлена так, что еще представляет премьеры этого сезона. Поэтому вначале выведут марионеток в красных камзолах из премьерного «Амадея» (бьет все рекорды по продажам). И «Генерал и его семья», уже отмеченный премией «Хрустальная Турандот».

22.00. В это время на Исторической сцене идет «Война и мир». Ирина Купченко в костюме графини Ростовой, отыграв свои сцены, выходит на уличные подмостки. Как читает Ирина Петровна, мало кто сейчас умеет — глубокий, красивейший голос ее летит над Арбатом. В ее исполнении — классик осетинской поэзии Коста Хетагуров. Ее подхватит Евгений Князев, тоже изумительный чтец, выступление которого горячим танго поддержит пара — Ксения Трейстер и Василий Цыганцов. В этот поэтический момент не могу не вспомнить, как несколько лет назад Пушкина под проливным дождем читал Василий Лановой. Победно сверкали молнии, ливень нахально налетал на публику, желая ее разогнать, а все смотрели на далеко не молодого, но все равно красавца Василия Семеновича, который в этот момент походил даже не на артиста и звезду первой величины, а на какого-то античного героя.

Кстати, о дожде. Публика-то прикрывалась зонтами, а каково было артисткам в вечерних платьях, с оголенными плечами? Но стихия подчеркивала их красоту и силу. Про силу подумала, когда Нонна Гришаева в костюме цвета чайной розы пропела буквально не экспромт, а слова из песни: «Хочу – и над Арбатом дождь включу». Так вот кто, оказывается, в нашем городе отвечает за осадки! А мы-то наивно думали, что Вильфанд и его всепогодная служба...

Скажем прямо, дамские туалеты еще полбеды, могут потерпеть, а вот каково аппаратуре в сырость под напряжением? Поэтому и у директора Кирилла Крока, и у Руслана Кнушевицкого, отвечающего за весь-весь звук Вахтанговского, такое напряжение на лицах. Да и сами музыканты на сцене ждут сюрпризов. Об одном таком «нежданчике» мне за кулисами праздника рассказывает Николай Чермошенцев – он музыкальный руководитель спектакля «Люся. Признание в любви», где как раз Нонна Гришаева проживает жизнь Людмилы Гурченко.

– Я аккомпанировал Даше Щербаковой, и в это время на клавиши попал дождь, – рассказывает мне Николай. – И в этот момент включился метроном. И не отключался, как я ни пытался что-то сделать. Ну ничего нельзя сделать! Думал, сейчас Даша собьется, но она молодец, не сбилась. И я почувствовал, что третий тут явно лишний, комфортно ни мне, ни Даше не было.

22.30. Людмила Максакова после «Войны и мира» успевает переодеться. Она поет блатную песенку «Я Колю встретила», которая когда-то звучала в легендарном Вахтанговском спектакле «Город на заре». Примадонна посвящает ее Михаилу Ульянову.

Сольно работают Марина Есипенко, Елена Сотникова, Игорь Карташов, Анна Дубровская, Екатерина Симонова, несколько обаятельных коллективных номеров и дуэтов. «Nessus Dorma» из оперы Верди «Турандот» в исполнении Эльдара Трамова и Марии Волковой выводит на сцену всех участников концерта. С песней «Виват король!» они кладут цветы к памятнику Вахтангова. Тому самому, не пафосному и великому, а юному, что присел на фоне бронзового занавеса, испещренного названиями лучших за сто лет спектаклей.

Что и говорить — эффектно, по-вахтанговски, завершили свой 102-й сезон.

В Москве театр имени Вахтангова закрыл сезон: яркие фото

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах