МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец

Театр Образцова расследовал убийство Фриды Кало

Фрида, Троцкий, Сталин

Под занавес сезона, пожалуй, самую неожиданную постановку предложил Театр кукол им. Сергея Образцова. Видимо, ждали теплых дней — ведь премьерный спектакль «Кто убил Фриду Кало» играют на улице, в парке, что за основным зданием. За ходом кукольного расследования следил обозреватель «МК».

Фото: пресс-служба театра

На входе в парк происходит нечто невероятное. Не успел зритель предъявить билетик, как его тут же под белы рученьки подхватывают гибкие люди в черном и с черными черепами на голове. А некоторые расхаживают тут на ходулях. Причем черепа на них не ужас-ужас, а разрисованные неяркими красками, они выглядят умилительно-добродушно. Так что не страшно отдаться таким в руки и пуститься в пляс или участвовать в мексиканских народных забавах. Такие черепа в Мексике называют калаверами, они традиционно украшают и карнавалы, и праздник Мертвецов. А сейчас вообще на них бум — калаверы в тренде.

Пока не началось собственно представление, еще можно заглянуть в шатер, где в рамочках аккуратно расставлены фото юной Фриды Кало. А в центре, на возвышении, по рельсам мчит игрушечный трамвайчик. Роковой для жизни и судьбы мировой знаменитости, ехавшей ему навстречу в автобусе. Такая увертюра заканчивается впечатляющим шествием огромных масок, которые калаверы несут на шестах. За ними следуют зрители, их рассаживают на диванчиках напротив сцены (это дорогие места) и на возвышении по кругу, где цены более демократичные.

Представление, придуманное худруком Образцовского Борисом Константиновым, разыгрывают уже на сцене. По изложению оно весьма условно и сделано в стиле карнавала и ритуалов горячих латинос. Жизнь Фриды Кало от рождения до смерти обозначена точками без объяснений и мотиваций — только этапы, но как выразительно поданы. Например, рождение будущей мировой знаменитости — как будто ее родила и вскормила сама родина-мать, то есть Мексика. В этот момент огромная, точно из серого древнего камня кукла, состоящая из головы, грудей и льющегося из них, как молоко, песка.

Следующая точка — авария автобуса, в котором ехала юная Фрида, клиническая смерть. Безжизненное тело на вытянутых руках и запуск сердца посредством огромного молота, который через час действа, скрестившись с таким же огромным серпом, обозначит тему революции и ее главных персонажей.

Сцена из спектакля. Фото: пресс-служба театра

Но пока что у ожившей художницы — встреча с Диего Риверой, живописцем. Диего и Фрида в масках, соответствующих их историческому облику. У Фриды брови как черная чайка над глазами. Любой женщине такие нарисуй, и она — вылитая Кало. Наверное, поэтому у Константинова Фрид в представлении несколько. Их множество подчеркивает и гиперполигамность ее возлюбленного, и то, что каждая мексиканка в душе роковая Фрида.

Надо сказать, что живой план совмещен с изобретательными куклами работы Виктора Антонова. Тут и марионетки (ансамбль гитаристов в национальных костюмах с сомбреро), плоскостные куклы. Кактусы, пышная южная растительность. Арбузы как таковые и фрагментами — вообще основной элемент. Их катают по сцене, ими играют, как мячом, они становятся пластинкой, на которой трогательно танцуют маленькие фигурки Риверы и Фриды.

Карнавал в честь Фриды не боится жестокости и временами напоминает триллер, но не с целью застращать, хотя местами и было жутковато. Но очень своевременно разнесли уставленные на подносах капито (узкие рюмки) с сагритой, накрытые сверху маленькими чашечками с текилой. На родине Фриды и Риверы это проделывают следующим образом: надо закрыть глаза, прикоснуться губами к капите, как будто целуешь дорогого человека. Выпиваешь текилу, «закусываешь» сангритой. Получаешь эффект, что во всем мире вы одни — только ты и любимый человек.

Ну, любимый человек Фриды, надо сказать, судя по биографии обоих и спектаклю Театра Образцова, тот еще фрукт и мучитель. Изменял супруге, кстати, намного его моложе, направо и налево. Она страдала и пускалась во все тяжкие. Калаверы в черном (замечательные костюмы Натальи Корниловой) под музыку Владислава Михайлова, во многом стилизованную под народную и популярную мексиканскую, вокруг Фриды устраивают свой черный карнавал. В этом смысле театр кукол оказался еще и пластическим.

Сцена из спектакля. Фото: пресс-служба театра

Так кто же убил Фриду Кало? Понятно, что Ривера внес свои не пять, а куда больше копеек в это дело. Но звучит революционная музыка, в руках калаверов раскрылись красные всадники, обозначив появление сначала одной демонической для России фигуры — Льва Троцкого, своеобразным образом политически просвещавшего Фриду и, как известно, получившего ледорубом по башке, а потом и другой.

Да, в деле неожиданно в полный рост встала зловещая фигура Кобы, то есть Иосифа Сталина. Тень его тоже пала на Фриду. Но вопрос, он ли повинен в гибели мексиканской радикальной художницы, остался без ответа. Постановщики предпочли интригу и провокацию.

— Шутка в стиле Диа-де-муертос. Потому что Фрида бессмертна, — только и ответил мне режиссер Борис Константинов.

Карнавал по поводу Фриды, фигура которой по-прежнему остается манкой для многих художников, явно удался. За это спокойно можно пригубить капиту с текилой и сангритой.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах