Много о чем рассказал Николай Цискаридзе, удовлетворяя интерес читателей. В том числе и о том, как пришла ему в голову идея делать выпускные спектакли, когда он стал ректором Академии.
— Это своеобразная летопись, она прекрасна. С одной стороны, это замечательно, а с другой — грустно для педагогов. Мы делаем очень большую работу, которая проходит три или четыре раза и потом навсегда исчезает, потому что выпускники разлетаются по миру. Те, кто были средними классами, становятся старшими, те, кто были малышами, переходят в средние классы. И этот спектакль уже никогда не повторится. С одной стороны, это очень грустно, с другой — это прекрасно.
Знаете, это было очень смешно, когда я первый раз это задумал в 2015 году, мне все говорили: конец июня в Москве, дети, в Кремле, ты сумасшедший! Но у нас с первого раза прошло все очень удачно. С одной стороны, мне приятно, что люди идут. А с другой стороны, я всегда вспоминаю тот день, когда меня все уверяли, что это невозможно. Знаете, когда ты что-то хочешь сделать, тебе все говорят, что ты сумасшедший… Но это приятно, когда твое сумасшествие сбывается.
Если честно, я очень завидую всем тем, кто десять лет учился в Академии русского балета. Потому что те выпускные, в которых им довелось участвовать, и тот репертуар, в котором они участвуют, нам, когда я учился, это не снилось. Наверное, все, что я делал, я делал от противного. Когда ты об этом мечтал и тебе этого очень хотелось, но у тебя этого всего не было. Когда я стал работать с детьми, я стал читать разные книги по психологии. Я понял, что действительно наши детские комплексы, они так или иначе сказываются на нас, все их пытаются реализовать. По крайней мере, я сам точно знаю и сам в себе наблюдаю очень много вещей, когда я думаю: «Господи, зачем я на это подписался или ввязался в это?» А просто, видимо, была когда-то детская мечта, которая была не реализована, и вот я ее с лихвой реализую.
Рассказал Николай Цискаридзе и о том, как он стал ректором:
— Со мной говорил лично Президент. И он мне сказал какие-то такие слова о том, что надо показать себя, проявиться, и сразу обозначил проблемы. Он очень хорошо был осведомлен о том, какое он мне поручает учебное заведение, в каком упадническом состоянии оно находится. Он прекрасно понимал, что у меня нет опыта, но он мне сказал, что у меня есть карт-бланш, что я могу поступить так, как я считаю нужным и должным, потому что он мне доверяет. Я был тогда очень удивлен, и мне показалось, что он немножко утрирует ужасы. Нет, он недоговаривал.
Конечно, наших читателей интересовали и взаимоотношения премьера Большого театра с Большим театром. Николай не отмахнулся и от этого вопроса.
— Относительно Большого театра, понимаете, это мой родной дом. Я думаю, что так могут сказать многие артисты о своем театре. Много в Большом театре было решено при моей помощи, потому что я очень быстро стал одним из главных артистов. Мало того, я был всегда уважаем и Администрацией Президента, и министерством, и правительством. Я раньше всех все регалии получил, которые только можно. Потому я мог прийти в любой кабинет и за кого-то походатайствовать, за кого-то попросить. Или элементарно сделать ремонт в туалете… Мне тут на днях рассказала одна сотрудница Большого театра очень смешную историю. Дело в том, что началась жара, а в главном репетиционном зале в Большом театре окна расположены на потолке и работать невозможно. Потому что кондиционеры там не работают. И вот один народный артист, который уже работает педагогом, который всю жизнь молчал и никогда не высовывался, вдруг говорит: «Вот Цискаридзе возмущался и ничего для нас не сделал». На что другой сотрудник, который присутствовал при этом, ему заметил: «А ничего, что Коля уже десять лет не служит в Большом театре?..» И услышал в ответ: «Вот, он только говорить может!» Меня десять лет нет в театре, и десять лет меня обвиняют, что я что-то для них не сделал: я не перенес окна, не повесил занавески, понимаете? И не добился того, чтобы там все было…
А вот сказку Николай Цискаридзе выбрал весьма необычную — ту, что не на слуху. Это сказка «Парочка» Ганса Христиана Андерсена. А вот почему именно ее, станет понятно из полного интервью читателей «МК» с Николаем Цискаридзе, которое мы опубликуем в ближайших номерах.