Напротив авто иностранного производства, пересобранного русским «Данилой-мастером», еще одна оригинальная конструкция: к фитнес-тренажеру для ходьбы прилажены копья с острыми наконечниками. Занимаешься спортом на нем, и каждый шаг превращается в укол воздуха. Краеугольную композицию из трех невиданных арт-объектов замыкает банкомат, в котором вместо денег цветут кактусы. Любоваться их колючками можно сквозь замыленный монитор.
Эти странные скульптуры Василий Кононов-Гредин представил в «собранном» виде, собственным примером показав, как превращать привычные вещи в новые формы и смыслы. Остальные арт-объекты идут в наборах — зрителю предлагается самому собрать арт-конструкторы. Комплектации самые неожиданные. Наборы висят на стенах, упакованные в прозрачные вакуумные пакеты. К каждому из них прилагается инструкция. Вот, например, руководство к объекту №3 (телевизор + унитаз) гласит: установите телевизор на кронштейн, подключите питание — поставьте унитаз напротив телевизора на расстоянии 2 метров от экрана — установите на кронштейн камеру так, чтобы в кадр входили телевизор и унитаз, — проверьте, что на экране телевизора появилось изображение с камеры. Садитесь на унитаз. Смотрите телевизор. Наблюдайте. То есть за самим собой, сидящем на унитазе. Красноречивая метафора.
Во многие арт-трансформеры упакованы «отсылки» к античной мифологии, истории религии и искусства. Например, книги по всемирной истории идут вместе с надувным матрасом и канистрой эпоксидной смолы. А кусок древнего дерева, видимо, от Ноева ковчега, — с гипсом, силиконом, смазкой и стальными ремнями.
Своей первой персональной выставкой выпускник Вятского художественного училища (Киров) и института современного искусства «БАЗА» (Москва) Василий Кононов-Гредин «вступает в диалог с минималистами 60-х гг. XX века, также использовавшими термин «антиформа», но скорее в значении «не-формы», отказа от нее», — говорится в описании. Изучая «феномен формы быть изменчивой», он приходит к выводу о «потенциальности вещей, окружающих нас в повседневности»: ничто рассматривает как возможность. Любую форму, как и любую ситуацию, можно переосмыслить, пересобрать в новой конфигурации. Быть может, взглянув на вещи иначе, человек пересоберет и себя, сломав шаблоны привычного восприятия. Собственно, в новой реальности шаблоны уже сломаны, самое время придумывать инструкции по пересборке.
«Антиформы» только поначалу пугают: трансформеры, кажется, вот-вот восстанут и начнут крушить все вокруг. Потом становится интересно: что это за техно-чудо-юдо. Преодолев первый шок, испытываешь желание поиграть в странный конструктор для взрослых. Слепить свою скульптуру из бензопилы или пылесоса, лишив их функциональности и наполнив новым смыслом. Выходя с выставки, зрители уже мысленно переносились в свои самые дальние углы шкафов и представляли, что получится из завалявшегося там хлама, если так или эдак перемонтировать. Кажется, это так же просто, как нарисовать «Черный квадрат», но прежде чем судить — проверьте.