О том, что дело в связи с масштабными махинациями вокруг программы «Пушкинская карта» ведется, стало известно еще в начале марта — на встрече директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрия Чиханчина с президентом страны. Владимир Путин выслушал доклад о том, что ведомство совместно с ФСБ выявили преступную группу, отмывшую на госпроекте миллионы рублей, и сказал, покачав головой: «Что ни сделаешь — везде жулики появляются».
Правда, тогда речь шла о сумме примерно в 100 миллионов рублей. Но уже тогда, к моменту доклада президенту, было арестовано трое подозреваемых жителей Подмосковья — Виктор Якубов, Эмиль Гурбанов и Илья Сафонов. И уже тогда было очевидно, что задержанием нескольких человек дело не ограничится, ведь махинации велись по всей стране.
Собственно, как работала преступная схема? По-гоголевски: по принципу «мертвые души». «Просто составляли мнимые списки людей, которые якобы должны были получить эти льготы, их не было», — доложил президенту Чиханчин. Но эта описанная еще классиком схема была не единственной. В рамках всероссийской культурной программы «Пушкинская карта», запущенной 20 августа 2021 года, любой гражданин РФ в возрасте от 14 до 22 лет может бесплатно оформить пластиковую или виртуальную карту с номиналом 5 тыс. рублей (до 1 января 2022 года — 3 тыс. рублей) и потратить эти средства на посещение театров, музеев, филармоний и кинотеатров. Еще в сентябре того же года на разных сервисах и в соцсетях были замечены объявления о продаже именных карт. Мошенники выкупали «Пушкинские карты» у молодых людей за пару тысяч рублей. При этом проводились различные мероприятия, чтобы показать — по крайней мере на бумаге — что программа работает. Например, в Самаре был организован «Театр нового времени», который регулярно давал спектакли на разных площадках, куда билеты приобретались по «Пушкинской карте». В отчетах значилось, что представления шли при полном аншлаге, на самом же деле залы были пусты. То есть преступники продавали билеты сами себе, оплачивая их «Пушкинской картой». Естественно, такие выкрутасы не могли состояться без того, чтобы ответственные чиновники не закрывали вовремя глаза. На уровне заместителя министра.
Ольга Ярилова покинула свой пост заместителя министра культуры, который занимала с 2018 года, 24 сентября прошлого года. Сообщалось, что заявление она написала по собственному желанию. Но теперь думается, что вряд ли это так. Понятно, что Минкультуры не хотелось бросать тень на свое ведомство, так что формулировку избрали мягкую. Очевидно, что расследование началось не в марте, когда о нем доложили президенту, при этом предъявив результат (тройку первых, уже арестованных, подозреваемых), а намного раньше. Ярилову наверняка уже не раз вызывали на допросы, прежде чем арестовать. То есть для нее задержание не стало сюрпризом. И, вполне возможно, она не единственная из рядов чиновников может быть замешана в темной схеме. В этом смысле любопытно, что на место Яриловой была поставлена чиновница из Нижнего Новгорода Надежда Преподобная, далекая от московского «клуба».
Здесь стоит вспомнить, что имя Ольги Яриловой, как и ее коллеги и подруги Аллы Маниловой, в прошлом году уже фигурировало в коррупционном скандале, кончившемся уголовным делом с реальным сроком. Речь о деле «Скрижали». По его итогам сотрудница Новгородского музея-заповедника, главный бухгалтер Ассоциации сохранения и возрождения культурных ценностей «Скрижаль» Ирина Ходжаева была осуждена на 3,5 года колонии за мошенничество. В 2017–18 годах ассоциация «Скрижаль» получила от Минкультуры РФ целевую субсидию в размере 8 млн рублей на реализацию Ежегодного фестиваля малых городов в Тобольске и Костроме. Еще одну субсидию получил клуб исторической реконструкции «Змей Горыныч» (5 млн рублей) на «цикл творческих мероприятий, посвященных 800-летию Александра Невского» в Ярославле, Великом Новгороде и Балтийске. Часть средств действительно пошли на культурные мероприятия, но большая — в карманы. На суде выступила свидетельница, экс-сотрудница Минкультуры Анна Никитцова, которая сказала, что в схеме непосредственное участие принимали два заместителя министра культуры — Алла Манилова и Ольга Ярилова. Приговор Ходжаевой огласили 12 мая 2022 года. Минкультовские чиновницы вроде как вышли сухими из воды, но вскоре Алла Манилова засобиралась на выход из министерства. Еще весной 2022 года поползли слухи, что она может уйти из ведомства на пост директора какого-нибудь петербургского музея. Звучали разные варианты — сначала Музей истории Петербурга, потом Музей-заповедник Петергоф и даже Эрмитаж. Но в итоге выбор пал на Русский музей. Его теперь уже экс-глава Владимир Гусев уже вынес свои вещи из директорского кабинета и занял почетную должность президента. С начала года в ГРМ ждут пришествия Аллы Маниловой, но ожидание подозрительно затягивается. Случится ли оно теперь, когда развернулось столь масштабное расследование СК с участием ФСБ, — вопрос.
В любом случае стоит ожидать, что в деле «Пушкинской карты» появятся новые фигуранты. А сама программа будет как минимум пересмотрена, как максимум — закрыта. Критиковали ее уже давно, и теперь очевидно, что сомнения были не напрасны.