На сцене располагался живой оркестр, исполнявший симфонию Гайдна, выходили элегантно одетые люди. Ведение церемонии, по всей видимости, внезапно, доверили режиссеру и актеру Юрию Быкову. Дебютанту пришлось зачитывать текст с листа. Глава гильдии операторов Илья Демин говорил о том, что операторы разлетелись по всему миру в силу разных обстоятельств. Тем не менее явка была активной. Редко случается, чтобы все номинанты оказались в нужный час на месте, но так случилось.
В состав жюри под руководством оператора Сергея Мачильского вошли его коллеги Эдуард Мошкович и Денис Аларкон-Рамирес, режиссеры Алена Звонцова и Федор Бондарчук, художник Петр Горшенин, кинокритик Всеволод Коршунов. А на премию за лучшую операторскую работу в полнометражном игровом кино претендовали: Сергей Астахов с фильмом «Сердце пармы» Антона Мегердичева, Максим Осадчий с «Жанной» Константина Статского, Морад Абдель-Фаттах с «Однажды в пустыне» Андрея Кравчука, Максим Шинкоренко с «Одиннадцатью молчаливыми мужчинами» Алексея Пиманова, Денис Фирстов с «Казнью» Ладо Кватании, который в итоге и победил. Он самый молодой из номинантов. Денис рассказал, что во время съемок перенес ковид и за него снимали другие операторы. Наличие некоторых фильмов в шорт-листе само по себе удивительно. Только на безрыбье они могли выйти в финал.
Выяснилось, что Марад Абдель-Фаттах трижды поступал во ВГИК. Максим Шинкоренко тоже не с первой попытки попал в киноинститут, а оператором решил стать, увидев подростком программу про Павла Лебешева. Теперь он благодарил родственников за поддержку, а своих детей за то, что работают статистами, помогают дольщикам на площадке бесплатным трудом. Сергей Астахов признался, что никогда не снимал фильмы для наград. Автор романа «Сердце пармы» Алексей Иванов, увидев экранизацию, сказал ему, что так все себе и представлял, и это самая большая похвала. «Я 15 лет снимаю фильмы в инсульте, — сказал Астахов. — Очередь еще стоит». Бондарчук назвал Астахова памятником и национальным достоянием.
Александр Антипенко, награжденный премией «За вклад в операторское искусство» им. Сергея Урусевского, свое появление на «Белом квадрате» назвал чудом: «Я пришел из "Склифа". Меня забирали в стационар, но я сказал, что лучше умру. Хотел появиться на этой сцене. Я с костылем, но могу снимать с хорошими режиссерами. У меня сейчас просветление. Вижу то, что раньше не видел». С оператором фильма «Летят журавли» он был знаком, снял о нем картину «Семь минут с оператором Урусевским». Родился и вырос Антипенко в Киеве. Там окончил ремесленное училище, получил профессию столяра-краснодеревщика, которая и привела его на киностудию. Профессию оператора он получил во ВГИКе у Бориса Волчека, а начинал свой путь в профессии на «Киевских фресках» Сергея Параджанова, имя которого забыли упомянуть организаторы премии. Антипенко снял «Мольбу» с Абуладзе и «Аленький цветочек» Ирины Поволоцкой, после чего едва не лишился профессии. Его дважды выгоняли со студий и трижды из ВГИКа. Еще живя в Киеве, получил телеграмму от Тарковского с приглашением снимать «Сталкер», но уже был командирован на другую картину. Он работал с Глебом Панфиловым на «Прошу слова», снял несколько картин с Владимиром Грамматиковым.
Александр Антипенко вышел на сцену с внуками, превысил отпущенный ему для выступления пятиминутный лимит, в сердцах высказал наболевшее. Лауреат хотел, чтобы награду ему вручила Дарья Златопольская — любимая телеведущая, «просто красавица», но его просьбу не учли. «Ребята, устроители, вы меня сейчас очень обидели», — сказал Антипенко по поводу формата представленных кадров. Антипенко благодарил режиссеров, с которыми свела судьба, Али Хамраева за то, что влюбил в Среднюю Азию, сделал неожиданные признания: «Я полюбил мусульманских детей, которые как персики. Такой красоты детей я не видел»; «Россия разделилась. Одна веселится под шоу, другая, слушая Владимира Соловьева и Никиту Михалкова, понимает, что есть большие проблемы». Михалков, по его словам, делает рентген нашего общества, а Соловьев ставит диагноз и лечит. «Соловьев умница. Столько знает! Откуда у него столько здоровья, чтобы столько времени стоять? Я хотел бы сделать фильм о нем, но не знаю, как к нему пробиться», — признался классик и попросил прощения, «если вдруг ляпнул что-то не то». В телетрансляции часть речи перекрыли заставкой, что вызвало повышенный интерес аудитории к тому, что же он там еще «ляпнул». Таким образом наш классик стал промоутером премии, прибавив к ней внимания.
Спецприз «Операторское признание» за технические достижения тихо-мирно получил инженер-изобретатель Евгений Ветлугин. Благодаря его прибору жизнь операторов значительно упростилась, и они приравняли это к революции в кино.