МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Какой культурный фронт нужен России

Материальная механика цивилизации не даст пробиться даже и ростку культуры

Несколько месяцев назад как-то необычно прозвучала инициатива народного артиста РФ (теперь еще и депутата Госдумы) Николая Бурляева о создании некого культурного фронта, поскольку уровень культурного развития в России крайне низок. Трудно не согласиться, вспомнив, например, молодых людей с высшим образованием, которые в передаче Н.С.Михалкова «Бесогон» с умным видом обсуждают вопрос журналиста: «За что Сталин расстрелял Кутузова?» или утверждают, что Наполеон Бонапарт — это два разных человека. В московских академических театрах режиссеры без громкого имени пытаются шокировать публику своим отношением к русской классике. Если прочтете на афише, что спектакль «по мотивам» любимого вами писателя, то не ходите: это будет модерновое извращение классики. И что уж говорить про сериалы на телевидении, где все слеплено весьма бездарно и глубокий замысел даже не проглядывается.

Фото: АГН «Москва»

В это же время митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) и он же «министр культуры» РПЦ дал содержательное интервью для ведущих телеканалов, где привел примеры низкого этического уровня многого из того, что подается зрителю и читателю и никак не соответствует содержательному понятию культуры.

Содержание феномена «культура» давно изучено философами с христианским мышлением. Почти сто лет назад Николай Бердяев написал: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается… Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе… Культура связана с культом предков, с преданием и традицией». На 30 лет раньше Бердяева немецкий христианский мыслитель Освальд Шпенглер, раскрывший закат западного мира для нас, заметил (именно для незападного мира): «Культура и цивилизация — вот живое тело душевности и его мумия… Культура и цивилизация — это выросший посреди ландшафта организм и возникший в результате его окостенения механизм. Человек культуры живет внутрь, человек цивилизации живет наружу, в пространстве среди тел и «фактов»… Цивилизация застает понятие «народ» в готовом виде и уничтожает его понятием четвертого сословия, массы, принципиально отвергающей культуру с его органическими формами… массы, где человек представляется всецело утратившим корни и это «оно» не признает своего прошлого и не обладает будущим. Масса — это конец, радикальное ничто». Есть еще один взгляд на кризис западной и мировой культуры от поэта и драматурга уже XX века Поля Валери, где причина кризиса — «угасание европейской души», «…но это не все. Злободневный урок еще не усвоен».

Все это писали талантливые свидетели и созерцатели упадка культуры при массовом непротивлении наступлению механико-технической цивилизации. Если это не заметить, то материальная механика цивилизации не даст пробиться даже и ростку культуры. Это замечалось небольшим кругом представителей т.н. нравственной философии. Давно на первое место выдвинулся технический прогресс. Заметьте, что и при действии незабвенной коммунистической идеологии и при запрете обязательной идеологии сейчас (ст. 13 Конституции РФ) происходило и происходит то, что заметил Н.А.Бердяев сто лет назад: «Культура обездушивается и переходит в цивилизацию. Дух идет на убыль… Вся красота культуры, связанная с храмами, дворцами, усадьбами, переходит в музеи, наполняемые лишь трупами красоты. Начинается культ жизни вне ее смысла». Это нам должно быть знакомо просто по обычной жизни в словосочетании «внутренняя культура», которая отличается от «внешней воспитанности». Жившие в СССР вспомнят и извечный призыв — «культуру в массы», причем преимущественно в некие «пролетарские», т.е. для рабочих и колхозников. Согласно теории марксизма-ленинизма т.н. творческая и иная интеллигенция назывались прослойкой внутри трудящихся масс, и еще ученое сословие называлось «пролетариями умственного труда». Философия могла быть только марксистско-ленинской, т.е. материалистической, а иная была под строгим запретом и контролем. И уж, конечно, главное гонение пришлось на господствующую в России религию — православие. Ленин упирал в своих директивах на требование расстреливать попов как можно больше и повсеместно и быстрее «покончить с попами и религией… помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Я об этом напоминаю не просто так, а потому, что десятилетиями в советской России уничтожалась именно национальная русская культура, берущая начало и имеющая корень в государственном культе — религии. Не желавших принимать сатанинскую пролетарскую культуру нещадно давили физически и морально. Трудно счесть, сколько представителей русской культурной интеллигенции из числа тех, кто не захотел или не успел уехать в эмиграцию, расстреляли и сгноили в системе ГУЛАГа (на слуху только фамилии выдающихся).

На место культурной действительности пришел «социалистический реализм», и, если где-то успевало что-то проскочить («Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака или «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, фильмы А.Тарковского), это тут же запечатывалось и запрятывалось как противное соцреализму. А ведь это длилось с 1918-го по 1991 год (т.е. 73 года).

Никто не станет отрицать элементарную пользу от материальных достижений цивилизации, но не надо забывать, что «цивилизация буржуазна по своей природе, а «буржуазность» и есть рабство у тлена, ненависть к вечному… ответственность за преступление богоубийства лежит на ней, а революционный социализм лишь усвоил в себе дух «буржуазной» цивилизации и принял отрицательное ее наследие… Дух цивилизации — мещанский дух» (Н.А.Бердяев).

Самое заметное в человеческой жизни бездуховное проявление цивилизации — это мещанский образ мышления и, как следствие, устроение жизни, когда ничего возвышенного для души не надо, а лишь бы все удобства были под рукой. На это тратятся все силы и средства. Кажется, ну и что тут страшного? Разве возможны негативные последствия? Да, возможны, и об этом нас предупреждал в начале XX века писатель и религиозный философ Д.С.Мережковский: «…бойтесь рабства и худшего из всех рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт… действительно страшный, страшнее, чем его малюют, — грядущий Князь мира сего, грядущий Хам» (см. его памфлет «Грядущий хам», 1906). Тогда не побоялись, и бесовская хамская коммунистическая власть воцарилась на 73 года.

В России либеральные демократы с 1991 года вспомнили известный лозунг коммуниста Н.Бухарина — «обогащайтесь». И у нас сразу появилась новая буржуазия, богопустынная цивилизация с ее мещанским рабством и соответствующим бескультурьем везде и всюду — т.н. «индустрия развлечений».

Обратим внимание на то, что увидели давно упомянутые выше христианские философы: культура существует только тогда, когда есть народ (русский, белорусский, украинский и т.д.), а не безликая масса — «население», «радикальное ничто». Бездуховная политизированная советская культура пропала вместе с гибелью советской России и утащила в могилу т.н. «советский народ». Н.П.Бурляев, человек верующий и воцерковленный, но в Госдуме занят в комитете по развитию т.н. «гражданского общества». Ему бы и еще многим стоило бы поверить прозорливому О.Шпенглеру: «Гражданское общество — это лабораторный продукт западной цивилизации. А цивилизация уничтожает культурный слой народа любой страны… понятием массы». Верующий человек свободен, т.к. знает из Евангелия: «Где Дух Господень, там и свобода», а «гражданскому обществу» нужны только либерально-демократические узаконенные гражданские свободы. Светское государство уведет «гражданское общество», по замечанию Бердяева, в «дурную бесконечность» (или безликая масса общества уведет туда государство).

Светское либерально-демократическое государство всегда тяготеет к атеизму, и оно тем более светско-цивилизованное, чем все дальше отдаляется от религии и церкви, через давний прием т.н. «свободы совести», что всегда приводит к свободе от совести.

Тут, как всегда, один из извечных вопросов: что делать? Этот вопрос не интересен только воротилам «индустрии развлечений». Там все ясно — деньги зарабатывать. Ответ же на вопрос подсказывал нам сто лет назад, например, тот же Д.С.Мережковский: «Чтобы начала духовного благородства и свободы могли соединиться против начал духовного рабства и хамства — нужна общая идея, которая соединила бы интеллигенцию, церковь и народ, а такую идею может дать только возрождение религиозное вместе с возрождением общественным… только религиозная общественность спасет Россию». Религия в переводе с латинского уже сама по себе культ идеалистического мировоззрения, она идея идеала, ведущая к вере в Бога как абсолютном знании, она из области человеческих чувств. Боже упаси поставить цель нести религию в абстрактные массы — гражданское общество. Отношения Бога с человеком исключительно индивидуальны. В государстве любой идее нужна некая юридизированная форма, поддержанная властью. Так, в Государственном гимне РФ есть слова «Хранимая Богом родная земля», а гимн — часть Конституции. Осуществление идеи может быть доступно только Русской православной церкви, которая в 2000 году приняла «Основы социальной концепции РПЦ», где есть небольшой раздел о культуре. Концепцию приняли и о ней подзабыли. Для старта культурного фронта есть хороший путь — принять «Основы культурной концепции РПЦ», согласованные (одобренные) Президентом РФ и лидерами иных традиционных для России конфессий. Иначе Грядущий Хам одержит победу. Ведь, согласно упомянутому выводу П.Валери, «злободневный урок еще не усвоен».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах