МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В “Школе современной пьесы” состоялась премьера спектакля о женском счастье

С проблемой разбирались с помощью ток-шоу и ФСБ

Что бы ни происходило в стране и в мире, есть вещи неизменные, интерес к которым уйдет разве что с концом света. К ним можно отнести футбол и женское счастье — они как число Пи. Футбол как символ мужского мира подождет, а вот вопросом женского счастья озаботились в театре «Школа современной пьесы» на Трубной, премьерный спектакль которого так просто называется — «Женское счастье» (режиссер Мария Федосова, креативный продюсер Дмитрий Астрахан). С премьерного показа обозреватель «МК».

Фото: пресс-служба Московского туатра школы современной пьесы

Само название пьесы двух авторов, чья профессиональная деятельность впрямую не связана с драматургией (адвокат Михаил Барщевский и музыкальный критик Екатерина Кретова) — как подарок пишущей братии. Оно универсальное, с ним можно играть до бесконечности: как ни поверни, ко всему сгодится при любом исходе: деньги, секс, мужик, любовь, карьера — есть или нет, по отдельности или вместе. Тут важна стрелка на время за окном и актуализация. Чего-чего, а этого в «Женском счастье» с избытком. Но об этом дальше.

Пока же зрители рассаживаются на Малой сцене, можно подробно рассмотреть локацию, оборудованную для счастья. По замыслу художника (Мария Ивашкова) она выглядит так: слева, перед тремя зрительскими рядами, вытянувшимися вдоль всей стены, офисный аппарат с кофе и снеками, столик с открытыми планшетами. Справа — лестница, ведущая на балкон, где уже разместились четыре музыканта (гитара электрическая и акустическая, ударные и певица), пробуют звук. Шесть или семь экранов по стене напротив зрителей и светящийся над ними белый квадрат с надписью «Тихо. Идет съемка». Уборщица с платком на голове наподобие тюрбана вяло возит швабру по полу, пока последний зритель впопыхах ищет место и пробирается к нему по чужим ногам. Опоздал и глава Департамента культуры Александр Кибовский. Но начальство, как известно, не опаздывает, а задерживается — и тоже хочет знать про счастье.

Фото: пресс-служба Московского туатра школы современной пьесы

В новом спектакле, кстати, это понятие не абстрактное, типа счастье — и в Африке счастье. Пьеса написана конкретно о счастье а) женского пола и б) современной формации — успешных, жестких, самодостаточных, знающих себе цену в прямом и переносном смысле. На сцене ШСП одна из них — Лена, она же Леля, она же Лала или Ляля — как мужчина захочет. А он у нее не один.

— Я работала на телевидении. В Москве, конечно. А сама я из Тулы. Вернее, не из самой Тулы — из Тульской области, Богородицкий район. Не слышали? Глаза большие, карие, ножки стройные, грудь — все на месте. Рост идеальный, но это не главное. Главное — это мозги. Точнее сказать, сочетание бюста и интеллекта. Это формула женского успеха — моя собственная, если что.

Фото: пресс-служба Московского туатра школы современной пьесы

Так представляется героиня, которую играет Валерия Ланская. С балкона в поддержку образа несется что-то про ТВ, про любовь, но не нежное, скорее ироничное. А Ланская в черно-белом свете крупным планом размножена на экранах и почему-то не поет, как можно ожидать от звезды отечественных мюзиклов. Хороша, нечего сказать, и правда, все при ней — карие глаза, ножки точеные, изящно заплетенные и поставленные под углом…

Текст пьесы выстроен как монолог героини о себе и своей женской доли: от момента потери невинности после школы (неудачный опыт) до сегодняшнего дня (в личном плане не фонтан). А сегодня Лена, Лала, Леля успешно руководит ток-шоу на федеральном канале, где разбирается с обманутыми отцами, чужими генетическими тестами и проклятиями в соцсетях. Она не подозревает, что культивируемый под ее началом грязный контент с разборками в студии коснется и ее. Но как!

Монолог героини развивают диалоги, в которые она по очереди вступает с мужчинами — нелюбимым и любимым. А вокруг, как мыши, снует бессловесная массовка, обслуживающая этот любовный треугольник. Черно-белые экраны работают в синхронном режиме со сценой и придают постановке кинематографичность. Только текст игроков на экране идет с небольшой задержкой.

При всей внешней успешности назвать провинциалку счастливой нельзя. Даже при наличии красавчика Шоты (Сухраб Хайлобеков) — из приличной семьи, с «кубиками» на красивом, как у стриптизера, торсе, чемпиона по сексу. Тем не менее при традиционной ориентации — не мужик. Мужиком для нее окажется другой — немолодой, обаятельный женатый начальник (внимание!) из внешней разведки ФСБ (Иван Мамонов). Вот уж действительно, не знаешь, с кем обретешь счастье.

И тут история любовного треугольника неожиданно прирастает линией ведомства на Лубянке, и, надо сказать, сделано это со знанием дела, совсем не плоско. «Нас учили вербовать, — скажет возлюбленный Лены. — Это значит проникать в психологию человека. Задавать вопросы, получать ответы и считывать, что человек хотел сказать. Так вести диалог с собеседником, чтобы он сделал все, что ты хочешь. Чтобы он не заметил, как в какой-то момент он стал мягкой послушной глиной в твоих руках. И чтобы он полюбил тебя и больше не мог без тебя обходиться».

Фото: пресс-служба Московского туатра школы современной пьесы

Банальной вербовки не будет, но именно с этим мужчиной отныне Лена лишится своего успешного лоска, превратится в обычную, совсем не доминирующую самку. Она будет ждать, вздрагивать от каждой эсэмэски, тешить себя иллюзией, даже когда Иван Иванович покажет себя в ее судьбе отнюдь не боевым офицером. А тот, что с кубиками на торсе, окажется вполне себе порядочным. В спектакле переплетены линии любви, жизни, роли ТВ в жизни общества. Но тема женской судьбы и счастья все равно перевесит ведомственную, хотя за попытку рассмотреть образ его героев — спасибо.

Так все же какое оно — женское счастье? Поиски ответа на этот вопрос в спектакле ведутся с помощью репризного текста: «кто был никем, тот спал не с тем» или «первый раз случайно, второе — совпадение, а третий — КГБ». Само собой, секса: имеется и в теневом варианте (соитие любовников за экраном), и в акустическом (горячее, торопливое дыхание, шепот в постели за кадром). А также анекдота, например такого: Парад на Красной площади. На трибуне среди гостей — Македонский, Чингисхан и Наполеон. По площади проходят танки. Македонский говорит: «Будь у меня такие колесницы, я бы завоевал всю Среднюю Азию». Везут ракеты средней дальности. Чингисхан говорит: «Вот будь у меня такие копья, я бы завоевал всю Европу». А Наполеон вообще не смотрит на площадь, он внимательно читает советскую газету. Его спрашивают: «Сир, почему вы не смотрите? Неужели вас ничего не впечатляет?» Он отвечает: «Да, впечатляет, очень впечатляет. Будь у меня вот такая пресса, все были бы уверены, что при Ватерлоо именно я одержал победу».

Безусловная удача спектакля — это Валерия Ланская: тип современной фемины узнаваем и представлен ею в развитии, объемно. Ее героине авторы пьесы подарили спектр самых разных состояний, которые она удивительно тонко и без напряжения передает на протяжении полутора часов, что идет спектакль. И грань перехода от одного к другому невидима и у самоуверенной особы, и у в какой-то момент упавшей на дно матери-одиночки. Это бенефисная роль актрисы, которая меняет ее статус — вполне себе милой мюзикальной актрисы на серьезную драматическую.

Кстати, в финале, который не придуманный, а более чем жизненный, Ланская все-таки споет. На французском, из репертуара Ива Монтана — про любовь, конечно. И под аккомпанемент группы «3D» (Дарья Козловцева, Александр Козловцев, Андрей Литвиненко, Николай Кладинов), которая постоянно так удачно сопровождала «Женское счастье» и написала для него авторскую музыку, песни и каверы известных композиций (Neneh cherry, группы Звери, CY Coleman). Не все так безнадежно, девушки.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах