Уже полвека Купченко играет на сцене Вахтанговского театра. За плечами народной актрисы десятки ролей в театре, кино, на телевидении. Купченко – яркая индивидуальность, со своей непохожестью на современных женщин, закрытостью, тайной характера притягательны и не разгаданы. Ее работы надо домысливать, она дает повод для игры воображения. Купченко редко появляется на актерских вечеринках, а если и приходит, выделяется своей особенностью. Закулисная жизнь не интересует Купченко и, поэтому, не разрушает ее образ «странной женщины» полный глубокого смысла, женственности и достоинства.
Вахтанговцы отмечают, как отчаянно, смело и азартно Ирина Купченко существует в «Последних лунах». Ее героиня вздорная и одновременно трогательная и беззащитная, а порою грубая и агрессивная. Ее Филумена из «Пристани» темпераментна, независима, умна, красива. А как замечательно она читает «Сон Татьяны» в «Евгении Онегине»!
Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» Кончаловского окрашена чертами характера Ирины Купченко – скрытой страстностью, темпераментом, пленительным низким голосом. Это тот случай, когда актриса собой формулирует существо роли. Ее трагичность сокрыта, она не выражается внешне, но волнует зрителя своею цельностью и внутренней силой. Соня в «Дяде Ване» и Екатерина Трубецкая в «Звезде пленительного счастья» обогатили отечественную фильмографию новыми чертами характера – от пастели до графики. В ней сочетаются нежность и сила, ирония и трагизм. Ее талант многокрасочен, многогранен и заразителен.
Ольга Будина, актриса театра и кино, телеведущая:
– Я благодарна судьбе за встречу с Ириной Петровной Купченко. Мы с ней встречаемся в очередном сезоне «Земского доктора». И именно с этим фильмом я снова выхожу в профессию – ведь я же восемь лет назад ее оставила. И самой главной для меня стала встреча именно с Ириной Петровной Купченко. Это настоящая Звезда с большой буквы.
Если проанализировать творческий путь Ирины Петровны, то мы увидим, что ей, безусловно подвластны совершенно разные роли. Мы ее помним как жену декабриста, помним как странную женщину. Она может быть слабой, она может быть сильной, она может играть в любых, наверное, во всех жанрах и она всегда прекрасна. Ирина Петровна – подлинная актриса, поцелованная Богом. И так же немаловажно отметить, что Ирина Петровна не только настоящая превосходная актриса, она еще великолепный человек. С ней очень комфортно и очень тепло общаться. Я к ней отношусь с большой нежностью. Я у нее учусь, я ей восхищаюсь, я ее люблю, желаю ей долгих лет жизни и очень надеюсь на продолжение нашей совместной работы – в этом проекте или в каком-нибудь другом, я считаю это большой творческой удачей. С Днем рождения, моя любимая, прекрасная Ирина Петровна!
Аким Салбиев, кинорежиссер, сценарист:
– Ирина Петровна Купченко – это такой особенный человек, как персонаж Чернышевского –Рахметов. Объясню, почему. Во-первых, она родилась 29 февраля, в високосный год. Если сравнивать ее с голливудскими звездами, она в галерее с Мерил Стрип, Сьюзен Сарандон, Джессика Лэнг – это такого уровня актриса. И это уже было понятно и видно, когда она исполнила две свои первые большие роли у Андрона Михалкова-Кончаловского в «Дворянском гнезде» и «Дяде Ване». Для меня же особенное впечатление, что это как будто когда-то, много лет назад было написана для нее роль Роксаны в «Сирано де Бержерак». Фильм «Без свидетелей», по сути, дуэтный фильм с Михаилом Александровичем Ульяновым – это вот сама Купченко, вот она именно такая.
Много лет назад я от нее услышал, что она счастлива тем, что ее не узнают на улицах – без макияж она или с макияжем, действительно, как будто человек из толпы. И она спокойно может передвигаться и жить так, как хочет.
Помню редкий выход в свет актрисы. На XIX Международном кинофестивале военно-патриотического кино на «Аллее Славы» в Туле мы открывали звезду Василия Семеновича Ланового. Ирина Петровна приехала. При жизни своего звездного супруга она не часто жаловала его на дуэтные выходы. Конечно, уход сына 10 лет назад потряс и Василия Семеновича и Ирину Петровну. Но, как видите, она в строю, она знает, зачем живет, знает свою дорогу. Выражение Self-made man – сделал сам себя, это про нее.
На сцене я отметил бы одну из крайних ролей Ирины Петровны в легендарной эпопее «Война и мир», а прежде – в антологиях больших сцен лучших спектаклей Вахтанговского театра в одном спектакле «Пристани», где она играет Филумену Мартурано, страстную женщину с прошлым. Вот это все то, что никогда не касалось Ирины Петровны. Тихая, загадочная, отдельной кометой существующая.
Мой самый любимый фильм Вадима Абдрашитова «Поворот», где Ирина Петровна в блистательном дуете с Олегом Янковским рассказывают страшную историю, в которой сами себя и узнают. Много позже такое же кино – «С широко закрытыми глазами» – снял Кубрик
Людмила Максакова, артистка Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова:
– Сейчас у нас в театре она играет графиню маму Наташи Ростовой в спектакле «Война и мир».
– В последние годы Купченко не дает прессе интервью. Почему?
– И правильно делает, что не дает. Ирина Петровна – это особенная женщина. У нас в «Турандот» была такая реплика: «Глаза, как у самой любви богини». В данном случае речь идет не о сказке, а о жизни – и прожитой, видимо, не совсем сказочно весело и прекрасно. И тем не менее, вот эти глаза, они попадают в сердце. Невозможно забыть выражение ее глаз, когда она на вас смотрит с экрана. Малейшие нюансы души она умеет передать одним взглядом. В этом, великая магия ее творчества.
Я не знаю, почему-то сейчас все мелькает, кадры быстро бегают и не успеваешь запомнить даже лицо и выражение человека, а у Ирины Петровны, конечно, глаза, проникающие в душу. У меня всегда сжимается сердце, когда Ирина Петровна смотрит на меня с экрана. Насколько я это понимаю, это характеризует человека несгибаемой воли. А что касается натуры, видимо, это человек необыкновенной силы воли. Поэтому я только низко кланяюсь и аплодирую ее мужеству. Для меня ее образ равносилен образу Мадонны, «чистейшей прелести, чистейший образец», словами Пушкина.