Дмитрий Давыдов - еще недавно, сельский учитель, директор школы, снимает кино в Амге - родном улусе, где ее актерами становятся односельчане, жители соседних наслегов. Он дебютировал фильмом «Костер на ветру», который участвовал во многих зарубежных фестивалях, стал номинантом Азиатско-Тихоокеской киноакадемии в Австралии. «Пугало», работа над которым продолжалась десять лет, получило главный приз «Кинотавра» в 2020-ом. «Нет бога кроме меня» и «Песни лета» участвовали в Выборгском кинофестивале «Окно в Европу», а премьера комедии «Ыт», снятая совместно со Степаном Бурнашевым, состоялась на Варшавском международном кинофестивале. Недавно мы встретились в Москве, где Дмитрий бывает не каждый месяц.
- Один из недавних ваших фильмов «Молодость» вы снимали в 60-градусный мороз. Как можно было работать в таких условиях?
- Мы планировали съемки в конце октября- начале ноября, когда было относительно тепло - минус 25. «Костер на ветру» и «Пугало» я снимал как раз в это время. Но в этот раз что-то с актером не складывалось по времени, пришлось все переносить на январь. Сложно снимали. Условия были экстремальные. Камера замерзала, надо было ее вынимать в последний момент. Пока разводили сцены, репетировали - снимали на телефон. Когда все было готово, подъезжала машина, вынимали камеру из специального мешка.
- А как же люди? Неужели привыкли к таким морозам?
- Команда была небольшая — 11 человек. Обычно — 35. Работали быстро. Холодно было. Мерзли. На нашем главном герое - кожанка, джинсы, кофта, осенние штиблеты. Он замерзал. Но ребята собрались такие, которые горят. Терпели, потому что была задача снять хорошее кино.
- Любите снимать зимой?
- Летом лучше. В Амге очень хорошо летом. Мы хотим там проводить международный кинофестиваль и через несколько лет заявим о нем. Когда снимали «Песни лета», было плюс 30. А у нас в группе гипертоники, и это создавало трудности. Тяжело было. Самое хорошее для меня время – октябрь, когда относительно не холодно, но уже есть снег.
- В фильме о фильме есть сцена с горящими факелами. Вы их использовали, чтобы согреться, или ради светового эффекта?
- Они нужны были для сцены, где жители поселка стоят и смотрят, как за кадром горит дом . Надо было отрабатывать огонь на их лицах и одежде.
- Как родилась история человека, вернувшегося в родные места после двадцатилетнего отсутствия?
- В 2020 году я приехал в Москву, остановился у нашего режиссера Володи Мункуева. Он показал мне документальный фильм «Ганнибал». Я впервые узнал, что в Якутии есть рок-группа «Хардыы». Стал слушать ее песни, придумал сцену для одной из них, потом для другой. Сформировался сюжет, появился персонаж. Группа «Хардыы» выступала в 1990-е. В живых остался только Ганнибал. (кого-то избили, и человек замерз, кого-то пырнули ножом, у кого-то остановилось сердце, кого-то разбил инсульт — С.Х.) Это прозвище. А зовут его Гаврил Колесов. Он живет в Якутии в деревне, уже не выступает.
- Музыка прекрасна, звучит, как у финского классика Аки Каурисмяки в «Человеке без прошлого».
- Когда я ее впервые услышал, то сразу понял, что она подходящая для кино, для проходов, хорошо ложится.
- В «Нелегале» и «Молодости» главные герои чужаки. Им сложно вписаться в существующий мир, якутский уклад.
- Это родилось на подсознательном уровне. Герои «Костра на ветру», «Нет бога кроме меня», «Пугала» как белые вороны. Даже не знаю, почему-то меня как зациклило на таких персонажах, людях, которых общество не принимает. Стало интересно исследовать это явление. Я такого ни в литературе, ни в кино не нашел, поэтому и решил об этом рассказать. Главный герой - мужчина 40 лет. Возможно, он чем-то похож на меня, потому что меня тоже шатает. Я хочу сделать и это, и то, начинаю одно, не получается - берусь за другое. Есть такие типажи и среди знакомых. Таким людям нужно ощущение веселья и молодости. В чем их проблема? Чего не хватает? Я до сих пор не понял. Слоган фильма: «Ты опоздал».
- «Молодость» вы сняли до «Песен лета»?
- Да. 2021 год у меня был боевой. Я снял три фильма - «Молодость», «Нелегал», потом «Песни лета». Я уволился из школы, полностью ушел в кино, поэтому и решил много снимать.
- Такая эффективность связана с тем, что идеи и сценарии появились давно.
- Сценарий «Нелегала» был написан в 2015 году, и все это время я его пытался запустить. По «Песням лета» тоже были наработки. Когда появилась возможность снимать, быстро написал сценарий. А «Молодость» спонтанно возникла, как я вам уже рассказал. За четыре месяца был написан сценарий, мы подготовились и сняли. У меня так обычно не бывает. Как правило, я иду к съемкам годами, долго прорабатываю в голове сюжет.
- Раньше вы все делали в Якутии, а теперь и в Москве?
- Приходится раз в месяц приезжать. В Якутии у нас нас нет условий для того, чтобы делать хороший звук. В Москве мы арендуем студию, привозим своего звукорежиссера. Он месяц работает. Финальные смены проводим на «Мосфильме».
- Какого в ваших фильмах соотношение профессиональных актеров и местных жителей?
- В «Молодости» главную роль исполнил Альберт Алексеев и еще трое профессиональных актеров, сыгравших продавщицу, одноклассницу и друга. Все они актеры Саха театра имени Ойунского», снимаются в кино. А остальные — мои земляки и друзья. Даже муху озвучил профессиональный актер. Пчеловоды нам привозили пчел, выдали их в банке звукорежиссеру. На работу у него было два дня. Но ничего не получилось, и мы приняли решение пригласить профессионального актера. Он нам все и зажужжал.
- Как и прежде бросаете клич? Как люди узнают, что снимается кино?
- Люди сами подходят, просятся сниматься. А потом бывает так, что отказываются. Может быть, не очень уверены в своих силах. У меня теперь с режиссером и другом Степаном Бурнашевым совместная компания, хотя это, наверное, громкое сказано. Мы объединили наши студии, фильмы выпускаем сообща. Степан монтирует все мои фильмы, а я у него снимаюсь. «Молодость» снималась параллельно с его картиной «Наша зима», и ее группа приезжала к нам на площадку за объективами. Мы со Степаном снимем вторую часть «Ыт». В новогодние дни написали сценарий и теперь готовимся к съемкам. Но я хочу отойти от Якутии. Мне интересно поработать с московской командой. Сценарий я написала два или три года назад. В ноябре-декабре начнутся съемки, Это будет фильм про русскую заброшенную деревню в Новгородской или Вологодской областях. Таких много. Я сам из деревни и борюсь за то, чтобы она жила. Тема больная. Мы много мест объездили в Костромской и Тверской областях. Много таких деревень в Новгородской области, на границе с Тверской и Вологодской областями. Но такой, какая нам нужна, не нашли, поэтому решили к лету ее построить. До этого времени надо определиться с местом. Поставим дома так, как нам надо. Съемки скорее всего пройдут в ноябре. Нам нужен снег. Собираем команду. Я пока не понимаю принцип работы московских специалистов. Понятие «переработка» в Якутии нет. Все работают столько, сколько надо. Мне много рассказали, как работают москвичи, как они медленно все делают.
- В московской команде будете работать с известными актерами?
- Мы отобрали актеров, но продолжаем поиск. Самое главное, чтобы не было узнаваемых лиц, чтобы это были уникальные типажи из деревень.
- По менталитету вы городской или деревенский житель?
- Деревенский. Я живу в деревне. Мимо моего дома коровы ходят. А утром надо колоть дрова. У нас было хозяйство, сенокос, коровы, лошади, но уже лет пять мы этим не занимаемся. У меня трое детей. Старшие ходят в школу, поэтому с утра отвожу их в школу, где сам недавно работал. Домашних дел много, но я стараюсь писать. Я же с детстве увлечен литературой, писал стихи, рассказы. Видимо, оттуда и пришел в кино. Хотелось бы вновь вернуться к литературе.
- Вы уволились из школы в 2020-ом? И что за жизнь началась?
- Теперь можно полностью погрузиться в кино. А раньше, когда я был и там, и здесь, возникали большие сложности. Надо утром проснуться и быть учителем, а вечером превращаться в режиссера. Сейчас вроде бы удается зарабатывать на жизнь, благодаря кино. Деньги небольшие, но есть возможность как-то семью кормить. Но финансовый вопрос остается. Из-за этого беру много проектов.
- Именно в якутской школе куются творческие кадры, появляются такие люди как вы, как актер, режиссер, краевед Прокопий Ноговицын. В фильме Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» главную роль сыграл его односельчанин - учитель и актер народного театра из села Немюгюнцы Александр Чичахов. Это феноменально.
- У меня была задача с поработать с подростками, чтобы они вечером на улице не болтались. Мы с ними снимали видео, монтировали. Творческие люди есть везде. У нас сельские учителя занимаются рукоделием. Мы поездили по российским деревням. Там тоже уникальные люди живут. Мы к ним заходили домой. Чем только они не занимаются! Настоящие мастера. Про них надо документальное кино снимать.
- На вашем показе были Владимир Битоков, Антон Бильжо, режиссеры вашего поколения. Вы дружите?
- Пришел Александр Хант, с которым мы дружим. Я специально нашел телефоны и позвал Владимира Битокова и Антона Бильжо. Я с ними был не знаком. У нас в якутском кино нет ощущения конкуренции, наоборот, желание поддерживать других. Радуюсь, если у кого-то выходит фильм. Может быть, в Москве по-другому.
- Что вам предлагают московские продюсеры?
- С ними я снял фильм «Нелегал», но не очень доволен результатом. Проект про заброшенные деревни «Прозрачные земли» тоже буду делать с московскими продюсерами, которые стараются сделать так, чтобы я снял хорошее кино. Пока это главный для меня проект. Два года, наверное, будем его делать. А потом, возможно, стоит остановиться.
- Для сохранения энергии?
- От фильма к фильму ты должен становиться лучше. Если очень быстро и много снимаешь, то нет никакого развития. Я уже недоволен фильмами, которые снимал два года назад. Массовый российский зритель, наверное, не пойдет на якутское кино. Оно все еще выглядит как диковинка. Для нас тоже большой вопрос, что делать дальше. Оставаться в рамках региона, работать только на себя или двигаться дальше? Но как развиваться, если границы закрыты? Для нас очень важно было фестивальное продвижение. А сейчас дальше России мы никуда не пойдем. На международные фестивали не ездим, потому что якутское кино – часть российского. Со временем, наверное, что-то изменится, и надо готовиться к этому.
- Молодые ребята по-прежнему рвутся в кино?
- Желающих работать в кино хватает, но они в основном хотят снимать что-то дешевое, зрительское. А мне интересно найти молодых с интересным взглядом, способных делать что-то свое. Пытаюсь заниматься продюсерской работой. Мы сняли с начинающим режиссером короткометражный фильм.
- Уезжает молодежь из Якутии?
- Многие едут учиться в Петербург и остаются. Там большая якутская диаспора. Те, кто живут в Москве, по-моему, меньше общаются. Видимо, все в работе. В Новосибирске тоже большая якутская диаспора, туда тоже едут учиться. Есть такие, кто говорит, что уехали из дыры и теперь живу как люди. Я снимал, а когда 24 сентября объявили мобилизацию, то на следующий день половина нашей команды уехала за границу. Из ребят, работавших в кино, многие уехали в Турцию, Казахстан, Киргизию, продали квартиры и решили не возвращаться. Сейчас ощущается острая нехватка специалистов.