О смерти младшего брата сообщил продюсер Владимир Досталь, когда-то возглавлявший «Мосфильм». О причинах смерти он ничего не сказал. После гражданской панихиды Марлена Хуциева и Георгия Данелии в Доме кино Николай Николаевич сказал коллегам и своим близким, что для себя такого бы не желал.
Николай Досталь - из кинематографической семьи. Его отец Николай Владимирович Досталь тоже был режиссером, снял «Дело «пестрых» и «Мы с вами где-то встречались». Он трагически погиб в 49 лет на съёмках фильма «Все начинается с дороги» в 1959 году. Тогда он находился рядом с камерой, установленной на капоте грузовика, врезавшегося в столб, и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще раньше умерла и его жена, мама Владимира и Николая - виолончелистка Джахантаб Сарафи Али-кызы. Произошло это вскоре после рождения младшего сына в 1946-ом. Николай Досталь окончил журфак МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его мастером был Георгий Данелия. В последние годы он не раз говорил о том, в том числе в интервью «МК», что на большое человеческое кино денег теперь не найти. Мог еще снимать и снимать, но тратить время на ерунду не хотел.
С актером Сергеем Баталовым, которого Николай Досталь очень ценил, мы поговорили, как только появилось сообщение о смерти.
- Слезы душат. Он мне как родственник. С 1990 года и уже 33 года мы знакомы. О причине смерти ничего не знаю, - говорит Сергей Баталов. - Мне позвонила Ирина Розанова, а ей сообщил о случившемся Геннадий Хазанов, который сказал: «Коля умер». Хазанов дружил с братом Николая Николаевича Владимиром Досталем. Они вместе работали на картине «Маленький гигант большого секса». Я вчера хотел Николая Николаевича поздравить с Крещением, но подумал, что еще рано, успею. Он в последнее время стал воцерковленным, ходил в храм, хотя этого не афишировал. Он скромный, не шибко давал интервью.
- В последнее время он как-то затих, нигде не появлялся. Те, кто его видели в Доме кино, говорят, что выглядел он очень слабым.
- Мы с ним в последний раз встречались в прошлом году. В предновогодние дни я был на гастролях, закрутился, никого не поздравил. Впервые за многие годы мы с Николаем Досталем не поздравили друг друга. Может быть, он уже болел. Не знаю. Я давно знаком с его женой Евгенией. Она всегда работала с Николаем Николаевичем на его картинах как художник по костюмам. Их сыновья тоже работают в кино. Александр стал продюсером, Евгений - режиссером и пошел по стопам отца, став вторым режиссером. Да и Владимир Досталь начинал вторым режиссером еще у Сергея Бондарчука, дослужился до гендиректора «Мосфильма». Когда мы снимали «Облако-рай», он возглавлял «Мосфильм».
- Родители Николая и Владимира Досталей похоронены на Новодевичьем кладбище. Возможно, теперь и сын будет лежать рядом с ними.
- Где похоронят, не знаю. Может быть, рядом с родителями. Отец Николая Николаевича - Николай Досталь погиб, когда одному сыну было 17 лет, а другому 13. Николай Николаевич рассказывал нам на съемках про гибель отца в автомобильной катастрофе. Много лет прошло со дня смерти его родителей. Скорее всего не будет панихиды в Доме кино. Николай Николаевич был противник этого. У него то ли родственник, то ли близкий друг - священник в храме в Филях. Наверное, там и пройдет отпевание.
- У мамы Николая Николаевича были ведь восточные корни?
- Иранские. По линии мамы. Он однажды сказал нам: «Думаете, что я еврей? Я не еврей. Я наполовину иранец». Он и похож на иранца.
- Какой была ваша первая встреча?
- Она состоялась на «Мосфильме» после того, как спектакль «Иллюзия» в постановке Сергея Женовача в театре-студии «Человек» посмотрела ассистентка Николая Николаевича. Она подошла после спектакля и рассказала, что запускается фильм, и надо сделать фотопробы. Тогда по законам еще советского кино на «Мосфильме» и других студиях сначала делались фотопробы, потом кинопробы. Я приехал. «Мосфильм» тогда бурлил. После фотопроб мне сказали: «Ждите. Вам позвонят». И вдруг появился сам Николай Николаевич. Увидев меня, он сказал: «Пошли ко мне в кабинет». Мы поговорили. А потом были кинопробы с оператором Юрием Невским. Был май, ярко светило солнце. Хорошо помню тот день. Артист сразу чувствует, какое к нему отношение. Вот и я понял, что Досталь меня возьмет. Пробы были хорошие. Меня утвердили на роль. Кто только на нее не пробовался! Мама не горюй! Машков, Мохов, Гармаш… Утвердили нашу команду. В ней все стопроцентно были на своем. месте. Мы - Ира Розанова, Андрюша Жигалова, Анна Овсянникова из Братска, Владимир Толоконников, Лев Борисов - отправились в экспедицию в Петрозаводск. Где-то в октябре съемки завершились. Фильм быстро смонтировали, и в начале 1991-го в просмотровом зале «Мосфильма» состоялся показ «Облака-рай». Мы были там с женой. И она сказала: «Гениальный фильм». А в апреле состоялась премьера в Доме кино. Не так много было актеров, из тех, кто снимался. Андрюша Жигалов уже уехал за границу, он же клоун. Мы с Ирой Розановой были. Зрители не расходился. Нас обступили. Это был триумф. Я считаю, что «Облако-рай» - лучший фильм Николая Николаевича. Потом у него как-то сразу дела пошли в гору, хотя и до этого был замечательный «Человек с аккордеоном» с Валерием Золотухиным в главной роли. Но «Облако рай» - вершина. Потом он снимал очень серьезные фильмы, такие как «Штрафбат».
- Вы снимались у Досталя и в «Мелком бесе» по роману Федора Сологуба, «Завещании Ленина» по «Колымским рассказам» Шаламова.
- «Мелкий бес» - прекрасная и недооцененная картина. В «Завещании Ленина» у меня небольшая роль. Я всегда у Николая Николаевича спрашивал: «Почему вы меня не снимаете?». И он сказал: «Хорошо, Баталов. Скоро буду снимать, и ты сыграешь татарина». «Ну какой я татарин?», - спросил я. А он ответил: «Мы тебя перекрасим». Ради Досталя я готов был на все.
- В жизни Николай Николаевич был интеллигентным, принципиальным человеком, умел отстаивать правду. Каким он был на площадке?
- Он был очень требовательным, если надо, то и жестким. Добивался от актеров того, что хотел. Не было такого: «Ну, ладно. Делайте, как хотите». На съемках он на компромиссы не шел. Ира Розанова ему как-то сказала: «Ваша фамилия вам очень подходит. Вы всех достанете, но сделаете свое дело». Он дотошный был. Каждую пуговичку проверял на съемках: «Нет, не эта. Должна быть другая. В то время таких не было». А рядом стояла его жена Женя - художник по костюмам. Она перешивала, переделывала так, как он хотел. А был Досталь дотошным, потому что работал вторым режиссером. А что это в советские времена? Как начальник штаба. Второй режиссер многое решал. Это сейчас должность больше исполнительная. Оба брата прошли этот путь и стали профессионалами.