Лауреат всероссийского телефестиваля «Песня года» Татьяна Назарова выступает и сама на камерных концертах и фестивалях. Да-да, она еще и поет, и создала четыре сольных альбома. Она ведь по образованию профессиональная певица. Кто хоть раз слышал её голос, грудной, мощный, такой неожиданно родной, становится вечным поклонником ее творений.
Секрет «назаровских» текстов, музыки, исполнения, цепляющих слушателя с первых строчек и нот, абсолютно прост. Как любит повторять сама эта многогранная женщина, все, за чтобы она ни бралась, - идет «от сердца». А оно у Татьяны Назаровой храброе, преданное и великодушное.
С началом СВО жизнь многих творческих личностей перевернулась. Как сегодня живет и чем дышит эта женщина-оркестр – в эксклюзивном материале «МК».
- От лирических песен о любви, красивой жизни вы перешли к патриотической тематике и даже посвятили песню президенту России «Мы — личная армия Путина». Как это объяснить?
- А разве нельзя сочетать любовь к человеку, лирику и любовь к Отчизне, патриотизм?
Например, песню «Салют героям» я написала в 2010 году. Она посвящена Параду Победы 1945 года под командованием маршала Георгия Жукова. Песня звучит мужественно в исполнении замечательного актера Сергея Маховикова. Звучит, как марш.
А песня про Путина появилась после возвращения Крыма в 2015-ом году. Я тогда выступала с концертами в Крыму с бывшим солистом «Фристайла» Сергеем Киреевым. Он родом из из Горловки. Тогда же в связи с общим патриотическом подъемом родилась мысль, что все те миллионы людей, поддержавших присоединение Крыма, и есть наша армия.
Так и появилась песня «Мы - личная армия Путина». Ее я записала в своей домашней студии и отправила знакомому журналисту. Он смонтировал ролик и выложил в Интернет. И за несколько дней ролик набрал сотни тысяч просмотров.
В мой адрес посыпались угрозы и оскорбления с украинской стороны, обвинения в конъюнктуре. И уже через несколько дней меня атаковали журналисты. Но я человек абсолютно не конъюнктурный. Что чувствую, то и пишу.
- Вы пели песню про Путина на своих концертах?
- Конечно. Однажды посол России в Саудовской Аравии Олег Озеров пригласил меня выступить в Эр-Рияде на торжественном мероприятии в честь 70-летия нашей Победы. Мне удалось уговорить знакомого диджея — авантюрного бесстрашного парня Ильяса Маматова – и мы полетели. Из иллюминатора, когда садились, я увидела груды камней, разбросанные по пустыне палатки. Позже спросила у водителя, подвозившего нас к отелю, «Что это?». «Это кочующие бедуины. Вот вы, например, любите выезжать к водоемам, когда жарко. А бедуины едут в пустыню, в пески».
Мероприятие проходило на площадке посольства Казахстана. Сюда съехались представители 140 стран. Висели флаги, а мы вдвоем представляли на концерте Россию.
В это же день в Москве прошла акция памяти — Бессмертный полк. Об этом тоже говорили. Все были на подъеме и восхищались, что Россия так чтит память своих героев.
- Вы стали известной после начала сотрудничества с «Фристайлом»?
- Наверное, да. Весной 1991 года судьба свела меня с руководителем этой популярной тогда группы из Полтавы Анатолием Розановым. Он был её основателем, композитором.
Мы записали две песни и поехали на съемку в Москву в Лужники. Из номера я позвонила коллеге, которому ранее показывала наработки. Он спрашивает: «Ты кому-нибудь «Бог с тобой» продала?» «Нет еще».
Тогда он сказал, что в пятницу в передаче «Утренняя почта» Пугачева будет петь песню с названием «Бог с тобой» на слова Николаева. Я тогда расстроилась до слез! Это называется — украсть идею, то есть название.
В пятницу включаем телевизор - и правда, Пугачева исполняет песню «Бог с тобой». Я ушла, смотреть не стала, хожу и бормочу «Бог тебя накажет». И вдруг родились стихи, а потом и песня с одноименным названием. Ее потом исполнил Вадим Казаченко — один из солистов «Фристайла».
С «Фристайлом» мы проработали вместе семь лет. Какое-то время даже жили с мужем в Полтаве. Первые два года - в доме у Розанова в маленькой комнатке через стенку от студии. Там же и родилась наша дочка Маша. А потом за 4 тысячи долларов купили в Полтаве однушку. Когда уезжали — продали.
Увы, судьба нас резко развела по разные стороны баррикады – «Фристайл» сегодня поет абсолютно антироссийские песни. А музыку к ним, конечно, пишет Розанов. И если раньше ребята пели на русском языке, то теперь — исключительно на украинском. Более того, бывший солист «Фристайла» Сергей Дубровин до сих пор использует мой товарный знак. И говорит, что я разрешила. Но это - неправда.
- Сейчас вы живете в Сочи, но был период, когда работали и жили в Москве?
- Да с 1998 по 2002 год. С Игорем Яковлевичем Крутым мы были соавторами красивых песен для Николая Баскова, Аллы Пугачевой, Ирины Аллегровой и других ярких исполнителей.
Я как-то принесла ему пачку своих текстов, и он отобрал четыре стихотворения. «Хрустальный бокал» спел сам, для Аллегровой случилась песня «Остров тысячи поцелуев». Еще мне одна мелодия у Крутого нравилась, и я ее подтекстовала. Крутой пытался найти исполнителя будущей песни, многим показывал, но в итоге только у Николая Баскова хватило голоса спеть ее. Это было инструментальное произведение с очень большим диапазоном – песню «Ты мой свет», кроме Баскова, вряд ли еще кто-то осилит.
- В чем выразилось ваше сотрудничество с Аллой Пугачевой?
- Алла обычно закрывала свои концерты двумя песнями: «Игра» на мои стихи и «Живи, страна» на стихи Ларисы Рубальской. Пугачева просила меня переделать текст «Игры» именно под нее. Он выдержал несколько правок. Потом Алла сама кое-что дошлифовывала.
Там даже появились строчки, которых я не писала. Например, фразы «Я была так сексуальна» в моем тексте не было. Это не мой стиль.
Кстати, я считаю недавний поступок Аллы, связанный с отъездом из России, катастрофой. Алла спела весьма странную, на мой взгляд, песню «Война», в которой были слова о том, будто война — это «любовница без лица». Неправда. Война — это трагедия с лицом, и оно не может быть не замечено.
- Вы свои стихи, песни продаете исполнителям? Как это происходит?
- Это тот процесс, который я больше всего ненавижу. С Розановым мы, наверное, поэтому и расстались. Он знал, что я стесняюсь называть цену, и использовал этот момент. В конце концов мне надоело обеспечивать ему материальное благополучие.
Однажды к нам с Розановым пришел человек и заказал четыре песни для певца Феликса Царикати. За каждую он заплатил по 600 долларов (300 - за стихи, 300- за музыку). Кстати, хит «Ах, какая женщина» стоил всего 300 долларов.
Я вообще считаю, что такими продажами должен заниматься какой-то отдельный человек. В мире шоу-бизнеса все может быть. Например, песни, которые в итоги так и не стали хитами, прошли незамеченными, авторы продавали и по 10 тысяч долларов. У меня есть знакомая певица, которая потратила на покупку песни со всеми «пирогами», в том числе, и с клипом, 80 тысяч долларов. Вообще сейчас одна аранжировка у хорошего специалиста стоит до 10 тысяч евро.
Я стараюсь быть в стороне от всего этого. За всю жизнь мы так и не заработали на отдельное жилье. Хорошо, что есть квартира, полученная еще при советской власти, да бабушкина дача. Вспоминаю, как мы с мужем ехали в ЗАГС на проспект Вернадского. Илона Броневицкая нам помогла все организовать. А в карманах не было ни копейки денег. Нашли в троллейбусе на полу 10 копеек и отдали контролеру.
- Что-то сейчас есть в работе?
- Нет. Вернее, песни не пишутся, не поется мне. А стихи — да: написала строки на смерть Дарьи Дугиной, посвящение растерзанным жителям Купянска.
У меня сейчас непростой период: живу на даче вместе с мамой, за которой ухаживаю. На моем попечении — не поверите, 25 питомцев — 10 собак, которых мне подкинули, и 15 приходящих кошек. Я не знаю, почему мне подбрасывают всех этих несчастных через забор.
А потом случилась одна долгая и гадкая история. Дело в том, что этой даче, где мы сейчас обитаем, – полсотни лет. Ее покупала еще моя бабушка. Так вот, долгое время никаких соседей рядом у нас не было. А потом появились.
Чтобы вы поняли их суть, расскажу, чем они занимаются. Эти люди — так называемые земельные спекулянты. Они покупают по низкой цене объекты, наводят марафет, а потом продают втридорога. Возле меня, похоже, они решили обосноваться окончательно. Когда тянули к себе газ по сумасшедшей миллионной цене через мой участок, были такие улыбчивые, доброжелательные. Я ведь с них ни копейки за это не взяла.
А когда эти соседи все себе обустроили, я стала замечать, как мои питомцы один за другим стали гибнуть. Началось это четыре года назад. Я не могла понять причину, и решила поставить несколько камер.
Тайное стало явным: видеозаписи открыли страшные факты. Оказалось, что соседи подкидывали на мою территорию отравленную еду для моих четвероногих подопечных. Во мне все заклокотало от отчаяния. Я схватила топор и побежала к воротам соседей! А в итоге очень быстро приехала милиция.
Как сейчас помню этот день - 14 января 2022 года. Потом было следствие по статье «Покушение на убийство двух и более лиц», потом суд. Мне дали год условно. Это случилось в этом ноябре. Сейчас мы подали на апелляцию.
- А как же видеофакты?
- Современный закон по правам животных построен так, что в моем случае очень сложно доказать факт преступления, что в брошенном куске была именно отрава.
Я пыталась сделать исследование в лаборатории, но такой специализированной в Сочи вообще нет. Пыталась найти что-то подобное в Краснодарском крае — тщетно. У меня опускались руки. И тогда я написала стихи. Заказала большой баннер, где напечатала их вместе с фотографиями моих погибших животных. Баннер вывесила у себя на огороде, но так, чтобы проходящие по улице люди могли мой крик души прочесть. Что я могла еще сделать?! Я же поэтическая натура. Пишу о том, что на душе. Люди останавливались, читали, всё понимали. Многие сочувствовали.
- И как сейчас развивается ваша драматическая ситуация?
- На суде соседи сказали, что вообще меня знать не знают. В ответ я недоумевала: «Вы же приходили ко мне за разрешением провести через мой участок газ, брали у меня рассаду, посещали мои концерты!» Мне сотрудник полиции сказал, что даже его начальник обалдел от их наглости.
Когда я услышала свой приговор, чуть в обморок не упала. Я же пострадавшее лицо, никого не собиралась калечить. Соседи на меня еще и выставили иск на полтора миллиона за моральный ущерб. Судья аж подпрыгнула от удивления, когда соседи сумму озвучили. В итоге служитель Фемиды мне присудила выплатить 10 тысяч рублей на поправку самочувствия соседей.
Получается, по моим заборам и крышам лазить у них здоровье есть, а как в суд идти - резко заканчивается?
Мы с Татьяной беседуем по телефону, а за кадром периодически раздается лай, подвывание, повизгивание.
- Я тут с ними в одной комнате девяти квадратных метров. Домик у нас маленький. У нас уже вечер, а собачки ночуют со мной. Я их боюсь выпускать. Ночью я ведь не могу контролировать территорию.
- У вас есть отдушина?
- Люблю ходить в горы. Люблю украшать мир цветами, которые сажаю там, где живу. Вообще я всю жизнь сражаюсь за настоящие, простые человеческие ценности. Когда волнуюсь, ощущаю в себе что-то очень важное начинаю говорить стихами. Рифмы сами собой идут. Вот так и живём, спеша и мечтая, что где-то вдали, - там есть область рая. Чего-то такого ожидаешь, толком не зная - чего. Когда вдруг поймешь в ночи зловещей - бесценны одни простые вещи.
Того, кто накормит тебя обедом,
Того, кто укроет тёплым пледом,
Того, кто обнимет и тихо скажет:
Всё будет хорошо!
Того, кто зимой подарит розы,
Того, кто вытрет печали слёзы,
Того, кто будет любить до гроба,
Просто так, ни за что!..