По фойе Театра Терезы Дуровой растекается детский заливистый смех. Плотным кругом малышня обступила Деда Мороза и Снегурочку — юные зрители не скучают в ожидании премьеры, театр здесь начинается, как говорится, с вешалки. В зал публика заходит уже в приподнятом настроении — впереди два часа захватывающего действа. В программке кроме списка постановщиков, актеров, музыкантов, еще и словарь древнерусского языка, из которого можно узнать, что такое присно (всегда), переклюкать (перехитрить) или хытрец (художник).
Вариаций сказа о царевне Несмеяне — множество. Только в русском народном эпосе бытует больше десятка версий, а ведь есть свои прочтения в башкирском, татарском, эстонском, итальянском фольклоре... Однако во всех случаях зачин и исход один и тот же. Царевна Несмеяна «никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось», пока не влюбилась в парня-простака, который смог ее рассмешить. Авторы версии Театра Дуровой (сценарист — Артем Абрамов, автор стихов — Андрей Усачев) создают дополнительную интригу, легко воспринимаемую юным зрителем. Царевна лишается смеха не просто потому, что живет в «золотой клетке», а по воле бабки Мухоморихи, роль которой исполняет обаятельный Андрей Ермохин. Новорожденная принцесса так заливисто хохочет, что колдунья решается украсть и спрятать смех ребенка. Такой зачин у тех, кто постарше, вызовет ассоциацию с повестью Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». Только в отличие от сюжета немецкой сказки, полной драматических перипетий, в «Несмеяне», несмотря на бесконечный плач, зрителю совсем не придется грустить.
Зато дети хохочут без удержу. От шуточек отца-царя (Павел Повалихин), который с одинаковым успехом правит державой и красит забор: двусторонний скипетр — с одной стороны малярный валик, с другой — символ власти. От улыбки милой, но хитрой матери-царицы (Маргарита Белкина, Ольга Надуваева), которая на все готова ради дитяти, но в придачу к полцарству тому, кто рассмешит Несмеяну, свою дачу, пожалуй, не отдаст. От песен потешной Кикиморы (Юлия Сдвижкова, Мария Павлова) — прислужницы Мухоморихи. От доброго шута (Сергей Батов), который влюбляется в царевну. И, конечно, от капризов главной героини, Несмеяны (Анастасия Фадеева, Надежда Мисякова), которая ко всему прочему удивит публику цирковыми трюками. Царское дитя растет не по дням, а по часам, и учится ходить с той же скоростью. Из пеленок буквально выпрыгивает — и прямо в небо, крутясь и танцуя в полете.
Чудеса акробатики и цирковые номера демонстрирует не только царевна, но и заморские женихи, которые приехали свататься к Несмеяне издалека. Один танцует на четырех ногах, другой — с диковинной куклой (Андриана Садковская) в изумительном костюме, и кукла эта чудеса ловкости показывает. Зрители тоже включаются в лицедейство, и не единожды — причем задействуют актеры и детей, и взрослых.
Нельзя не отметить работу ансамбля — шутов и шутих, которые дружно поют и танцуют, словом, создают нужное настроение и задают ритм сказочной истории о любви. А еще фантастически сочные костюмы, созданные лауреатом «Золотой маски» Ольгой Резниченко. Это тот случай, когда спектакль делают детали — сказочные декорации (художник Мария Рыбасова), реквизит, грим. Новогоднее настроение здесь чувствуется в каждой мелочи, которые складываются в общую картину яркого праздника. Подтверждением тому служит реакция зала: на протяжении всего спектакля дети активно комментируют, смеются и даже танцуют на своих креслах или в проходах. Детский театр и должен быть таким — свободным, эмоциональным, живым.