На каверзный вопрос корреспондента «МК» о том, ставит ли Маринина целью, как Виктор Пелевин, регулярно выдавать на-гора роман, становящийся событием года, наша собеседница ответила:
— Да ни боже мой! У меня задача только одна: мне не должно быть скучно, когда пишу. Третий год подряд получать награду — это чистый случай, подарок, которого я, наверное, и не заслужила. Поэтому я безмерно благодарна жюри за снисходительность и благосклонность.
Всего в «Русском детективе» победителей наградили аж в двенадцати номинациях, и, чтобы не перечислять все, отметим, что жюри обратило внимание на отечественных мастеров и дебютантов, выдало спецприз «За вклад в развитие жанра» Татьяне Поляковой (1959–2021) и ныне здравствующему мастеру книжных боевиков 90-х Данилу Корецкому, назвало автора года (по версии 2022 года, им стала Татьяна Устинова). А также перечислило яркие детективные комиксы, детские детективы, иностранные книги на русском языке, лучшие отечественные и зарубежные фильмы и сериалы по теме.
Помимо условно новых имен (Анна Орехова, Юлия Шутова, Анна Найденко) в премиальных списках мы увидели авторов, ставших в последнем десятилетии XX века своеобразными брендами. Даже немножко взгрустнулось по временам, когда чтиво в духе «Ловушка для бешеного» было в новинку и пахло свежей типографской краской.
— Думаю, дело не в брендах, а в людях-носителях этих брендов. В 90-е появилось великое множество авторов, писавших в детективном жанре, но «выжили и дожили» те, для кого детектив как таковой не являлся самоцелью. Те, кто в обложку «детектива» заворачивал немного больше. Собственно, именно это «добавочное больше» и привлекало читателей, потому что сегодня уже мало кому интересно, кто там кого убил и как его поймали. Детектив развивается в сторону романа, размывая привычные границы, установленные 150 лет назад. Поэтому он не умрет и проживет еще очень долго» — раскрыла секрет «выживания» в 90-е и 2000-е Александра Маринина.