«Креативность» пересекает «лидера», а из него вырастает «решимость». «Чемпион» стоит над «честностью». «Надежность», «решимость», «стабильность» и «команда» складываются в единую «лестницу» из слов. В инсталляции-кроссворде собрано 12 понятий. Их художник выбрала из 100 слов, которые предложили обычные люди – ученые и рабочие, инженеры и уборщицы, менеджеры и водители, айтишники и слесари. Соавторами Марины Звягинцевой стали тысячи людей. Это называется партиципаторное искусство (от английского participate – «участвовать»): такой подход предполагает вовлеченность публики в процесс создания произведения.
Инсталляция заняла три этажа учебного центра при одном из крупных электротехнических заводов Твери, построенном совсем недавно. Ежедневно центр посещают сотни людей – здесь проходят лекции, экскурсии, дискуссии, посвященные цифровым и электронным технологиям. Редкий случай, когда художника приглашают придумать арт-проект для здания еще на этапе его строительства, но здесь случилось именно так. Причем дизайн интерьеров учебного центра, куда теперь приезжают специалисты и студенты профильных вузов со всей страны, отталкивается от арт-проекта Звягинцевой.
– Получился «артцентричный» дизайн, где искусство диктует стиль помещения, а не наоборот, – говорит художник «МК». – Это новое веяние в паблик-арте и проектировании общественных пространств – архитектурно-художественный синтез будущего. Рано или поздно искусство войдет в рабочие зоны. Это уже происходит здесь. В одном из цехов, например, уже есть «зеленая зона», где цветы «живут» как в горшках на стенах, так и на клумбах, создавая природный уголок на производстве. За растениями ухаживает агроном, то есть это не арт-проект. Но посмотрим, что будет дальше – быть может, скоро сюда внедрится искусство.
Соучастие, заложенное в концепции проекта, проявилось не только в народном подборе слов для инсталляции, но и в техническом решении. Дело в том, что кроссворд сложен из лотков для кабелей – на такие обычно крепят инженерные коммуникации в зданиях. Они напоминают лестницы, где каждая «ячейка» – 28 на 30 сантиметров. А художнику нужны были квадратные отсеки, чтобы поместить туда буквы, прямо как в кроссворде. Поэтому инженеры специально для инсталляции просчитали новую конструкцию и выплавили специальные лотки. К тому же, пришлось придумать особенную систему подвески – более выносливые крепления, чтобы инсталляция весом 225 кг надежно держалась. Инсталляция, по сути, парит в воздухе. Она закреплена только на балке под крышей, которая была специально спроектирована при строительстве здания для арт-объекта. Таким образом инженеры стали соучастниками художественного процесса.
Но и каждый зритель вовлечен в арт-игру. Потому что в инсталляции оставлены пустые клетки, и любой человек может придумывать собственные слова, которые вписываются в ценностный кроссворд. Причем высокопарные слова не звучат надменно или вычурно, так как «зашиты» в игровую форму, поэтому каждый раз они рождают новые ассоциации и размышления. Один из зрителей сказал, что несколько раз переосмыслил слово «честь», разглядывая кроссворд. «Вспомнилась честь в том смысле, как ее понимали в ХIХ веке или в фильме про мушкетеров, с сословным привкусом. Но сегодня это слово звучит по-другому, как гордость тем, что ты делаешь и создаешь», – поделился с «МК» своими впечатлениями Дмитрий.
– Искусство действует на подсознание людей, потому что говорит особенным языком. Говорит о важном с помощью ассоциаций и игровых приемов, что позволяет каждому зрителю стать соавторов и по-своему осмыслить тему. Получается, что моя инсталляция живет своей жизнью и воздействует на людей, что и является главной задачей паблик-арта, – заключает Марина Звягинцева.