За годы музыкальной карьеры Нина Шацкая во многом воспитала свою аудиторию. Проекты певицы имеют совсем немного общего с шоу-бизнесом в его карнавально-коммерческом смысле, но те, кто ходит на выступления дивы русского романса, к этому привыкли, поэтому ждут не спецэффектов, а более сложных музыкальных эмоций.
Новая программа артистки имела весьма кулуарный характер: на сцене сама певица, гитарист Артур Марутянц, высокий стул и пюпитр, никакого буйства света и ярких платьев. Подобный минимализм весьма эффектно подчеркивал драматичные стихи и чувственные романсы, исполненные с эмоциями, которые сложно было не прочувствовать. Примечательно, что само действо стало для многих зрителей сюрпризом.
В беседе с «МК» Нина Шацкая рассказала о мечте, которую наконец удалось осуществить, сонетах из семидесятых и песнях Аллы Пугачевой.
— Судя по тому, как прошла премьера вашей новой программы, любители романсов — публика куда более бойкая, чем это иногда кажется. Дама, которая громко требовала старинный романс, всех впечатлила…
— Дама была в принципе права, потому что на афише была именно программа старинных романсов. Но когда мы все уже заявили, я познакомилась с замечательным гитаристом Артуром Марутянцем и поняла, что мне наконец-то хочется осуществить свою мечту.
— Это был во многом рискованный шаг. Когда вы не только исполняете романсы, но и читаете стихи, причем они занимают внушительную часть времени и несут большую смысловую нагрузку, то внимание публики удержать гораздо сложнее…
— Я действительно брала на себя некоторую ответственность уже потому, что впервые читала стихи на большую аудиторию, раньше на такие авантюры не решалась. Но мне кажется, все удалось.
— Так сложилось, что своим поклонникам вы предлагаете музыку в самых разных видах — от классических по форме концертов до спектаклей. Как возникла идея программы «Не пробуждай воспоминаний»?
— Меня всегда завораживал романс «По дороге в Загорск», который долгое время был визитной карточкой Жанны Бичевской. Я поначалу боялась за него браться, но потом он довольно плотно вошел в мой репертуар. И вот года три назад один из моих друзей, большой любитель поэзии, рассказал мне, что «По дороге в Загорск» — на самом деле магистрал венка сонетов. Сам венок строится так, что каждое последующее стихотворение начинается с последней строчки предыдущего. А магистрал, то есть пятнадцатое стихотворение в венке, связывает все части, повторяя первые стихи каждого из сонетов. Я об этом не знала, но была очень впечатлена. Этот цикл был написан в семидесятых годах Евгением Блажеевским. Кстати, его дочь Мария долго работала в «МК». Когда я рассказала о своем желании представить весь поэтический цикл на сцене, Мария мне написала и поблагодарила за то, что я помню об ее отце, и это стало еще одним знаком во время работы над программой.
— Сами сонеты совсем не веселые, скорее драматичные, и здесь, наверное, нужно рассчитывать на подготовленную публику…
— Я очень люблю драматичные истории, и те, кто на меня ходит, к этому готовы. Конечно, иногда попадаются и случайные зрители, которые потом говорят: «А вот бы повеселее!» Но те, кто стал моей публикой, уже понимают, что их ждет, скорее, душевная работа, чем развлечение. К тому же времена сейчас для веселья не очень пригодные. Скорее, для раздумья и внутренней работы.
— В программе звучит «Не отрекаются любя» из репертуара Аллы Пугачевой. Могу предположить, что делать свою версию народного хита не так-то просто, потому что за этой песней тянется определенный шлейф…
— В моем репертуаре песен Аллы Борисовны немного, и все они пришли из программы «Романтика романса». Несмотря на название, в последнее время ее авторы делают проекты, посвященные знаменитым советским поэтам и композиторам. И меня время от времени просят спеть песню Раймонда Паулса или Марка Минкова, что-нибудь на стихи Вознесенского или Евтушенко. Я не отказываю, но сама бы, наверное, не взялась. Очень велика ответственность перед первой исполнительницей. Но если предоставляется возможность, то почему не рискнуть?! Хотя происходит это не специально, просто иду по наитию, как меня ведет мое эмоциональное состояние. И я пою. Беру на себя ответственность прикасаться к этим очень глубоким произведениям.
В финале действа певица представила несколько номеров, которые выполнили функцию хеппи-энда в довольно драматичной программе. «Вы наконец дождались, — обратилась Нина к настойчивой даме, требовавшей старинного романса. — Эту драгоценность в своем репертуаре я дарю вам». После чего был исполнен «Изумруд». В финале прозвучала «Осенняя роса», утонувшая в аплодисментах. «Весна у нас в душе, просто нужно ее чувствовать», — заметила во время выступления певица, и в этот холодный московский вечер ее публика явно чувствовала себя согретой.