Фестиваль в Париже бессменно в качестве президента возглавляет актриса Маша Мериль, урожденная княжна Гагарина. Она родилась в Марокко, окончила Сорбонну, курс Ли Страсберга в Нью-Йорке. Мериль снималась у Роже Вадима, Жан-Люка Годара, Луиса Бунюэля, Мориса Пиала, была последней женой Мишеля Леграна, написавшего музыку к «Шербурским зонтикам».
Изначально российское кино должны были представить в марте, но сразу после февральских событий это оказалось невозможно. При этом французские зрители интересовались, почему организаторы боятся показывать кино. Когда восемь лет назад фестиваль только зарождался, его посещала в основном русская публика. А теперь приходят французы, которые несмотря ни на что хотят знать, что же происходит в России.
Показы проходили в старом кинотеатре в центре Парижа. В день открытия на другой стороне улицы украинцы организовали пикет, выкрикивали лозунги по поводу того, что русская культура поддерживает государство, а французский кинотеатр — Россию. Непонимание вызвало и появление в программе «Серебряных коньков», в производстве которых принимала участие студия Никиты Михалкова. Одно только упоминание его имени вызывает резкую реакцию у самых разных людей и по разным причинам. Дело в том, что на фестивале планировался показ фильма «Капитан Волконогов бежал», метафорично рассказывающий о злодеяниях сталинизма. Однако французский сопродюсер картины, увидев зрительский интерес еще во время сентябрьского показа, решил картину придержать, чтобы потом выпустить в прокат, а взамен предоставил «Серебряные коньки».
Директор фестиваля Марк Рюскар и его коллега Коринна Даниэлу сами вышли к участникам пикета. Тут же приехала полиция, которой удалось объяснить, что ничего страшного не происходит, идет мирное общение. Полицейские уехали, так и не приблизившись к пикетчикам. А потом Коринна пригласила их в зал. Раз есть вопросы — их можно задать. Две украинские девушки оказались студентками киношколы. Поскольку фестиваль открывался «Левиафаном» Андрея Звягинцева, они говорили: «Мы не против «Левиафана», мы любим этот фильм. Мы против фестиваля, который поддерживает российскую культуру». Одна из них с волнением задала Звягинцеву «неудобные вопросы», а потом написала в соцсетях, что ей не давали говорить. Хотя слово ей дали, и она долго зачитывала декларацию, но другие тоже хотели задавать вопросы.
Андрей Звягинцев после тяжелейшего ковида и курса реабилитации в Германии, он уже несколько месяцев живет в Париже, продолжая борьбу с недугом. И хотя фильм 2014 года, людей собралось так много, что не все смогли попасть в зал. После сеанса Андрей минут сорок стоял перед публикой, отвечая на вопросы. Можно представить, чего ему это стоило. По счастью, Андрей уже передвигается не в инвалидной коляске, а самостоятельно, опираясь на палки, похожие на те, что предназначены для скандинавской ходьбы. Рядом с ним был сын-подросток Петя. После разговора со зрителями Андрей подписывал им свою книгу о фильме «Елена».
Александр Сокуров заочно представлял «Сказку», которую у нас тоже еще никто не видел. У организаторов не было возможности пригласить мэтра, поскольку в феврале все меценаты куда-то исчезли. Да и везти его сложным маршрутом не отважились. Но это не помешало Сокурову после сеанса час общаться с публикой в зуме. В ближайшее время он лично представит «Сказку» в Севилье и Лиссабоне.
Зрители отдали предпочтение фильму «Мама, я дома» Владимира Битокова о матери, которой сообщают о гибели сына в армии, но она отказывается в это верить. Роль матери сыграла Ксения Раппопорт. По счастливому стечению обстоятельств исполнитель главной мужской роли Юра Борисов оказался в Европе и смог приехать на фестиваль. Его самолет на час опоздал, но зрители не расходились до полуночи. Организаторы связались по телефону с режиссером Владимиром Битоковым в час ночи по Москве, и он в течение сорока минут отвечал на вопросы зала. А потом приехал Юра Борисов. Чтобы побыстрее доставить его из аэропорта в кинотеатр, заказали мотоцикл. Есть в Париже такая услуга. Через полчаса молодежь высыпала встречать Юру на улицу. Люди хлопали, кричали, долго не отпускали. Никогда еще Юра Борисов не встречал такого приема. «Спасибо. Дружба. Любовь». «Это фильм о сильных женщинах, которые нас спасут. Они, как всегда, все починят и восстановят», — такие звучали слова в ту ночь.