Он внимательно обошел стенды и сказал: «Я тут многих уже не знаю». Зато прекрасно знает и помнит тех, кого другие уже не знают, тех, кто забыт, но основал этот театр. Само название «Ленком» и его комсомольский оттенок Александру Викторовичу не очень нравятся. Он тут же вспомнил и нашу газету: «Вот есть «МК». И «Ленком» такой». Но такова история, от нее уже не уйти.
В экспозиции использованы фотографии Валерия Плотникова, Анатолия Хрупова, Евгении Сириной, Яны Овчинниковой и не дожившего нескольких дней до открытия выставки Александра Стернина. Но все они словно лишены авторства, стали единым целым истории театра. То есть фотография не самоцель, не самостоятельное произведение искусства, а часть общего дела.
«Ленком. Без пяти сто» — это напоминание некоторых знаковых событий в истории театра. Начинается летопись со стенда, посвященного Театру рабочей молодежи (ТРАМу), основанному в 1927 году, с которого и идет отсчет, с тех, кто создавал уже Театр Ленинского комсомола: Николай Баталов, Илья Судаков, Виктор Станицын, Николай Хмелев, Михаил Булгаков, Иван Берсенев, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Константин Симонов, работавший завлитом, Валентина Серова. Рядом стенд под названием «Эпоха Эфроса». А рядом — галерея памяти знаменитых ленкомовцев более поздней поры, где Броневой, Караченцов, Янковский, Абдулов запечатлены в 3D. Подходишь к портрету, а он словно светится, вибрирует, что вызывает странные чувства.
Основная экспозиция связана с эпохой Марка Захарова, руководившего театром 46 лет, начиная с 1973-го и до ухода из жизни в 2019-м. Тут и именной захаровский стенд, и разделы, посвященные его знаменитым спектаклям «Юнона» и «Авось», «Поминальная молитва», «Варвар и еретик», «Чайка». Рядом — «Легенды «Ленкома»: Янковский, Броневой, Пельтцер, Леонов… Часть выставки посвящена Марку Варшаверу, вместе с которым Захаров создавал «Ленком» на протяжении сорока лет. Он, а также актеры Виктор Раков, Иван Агапов, Мария Миронова, Олеся Железняк, Анна Большова, Антон Шагин тоже пришли на презентацию выставки. Варшавер с гордостью заметил, что больше нигде такого нет — 18 народных и 18 заслуженных в труппе.
Собравшиеся произнесли монологи в честь Марка Захарова. Иван Агапов говорил, что Захаров его создал, вспоминал, как стыдно было перед мастером, если сделал что-то некачественное. Для Виктора Ракова Марк Анатольевич — воспитатель и учитель. А Мария Миронова счастлива тем, что привела с собой на выставку маленького сына Федю. Актеры говорили, как Захаров был строг, но при этом актрисы были в него влюблены. Анна Большова покрывалась красными пятнами после разговора с ним и навсегда запомнила в его исполнении сцену соблазнения мужчин, какой она могла быть у Наоми Кэмпбелл. Актеры постоянно оговаривались, путая отчество двух Марков — Захарова и Варшавера, благодарили последнего. Все они работали в этом театре только с Захаровым. Один лишь Александр Збруев знает историю «до». Он вспоминал, как впервые поднимался по знаменитой ленкомовской лестнице 60 лет назад, перешагивал две-три ступени. Теперь так уже не получается. Выставка, по словам Збруева, сделана с любовью, но не может вместить весь объем. Сам он не присутствовал в театре, когда его открывал Берсенев, но играл с актерами, которые вместе с ним начинали. «Мы все говорим о Захарове, а когда-то был Анатолий Эфрос, и люди говорили: «Пойдем к Эфросу». Они покупали билеты на Берсенева. «Все актеры, которые перед вами, были приглашены в театр Захаровым, — сказал нам Александр Викторович. — А меня Захаров не приглашал. Это он пришел в театр, в котором я работал. А впервые я его увидел в Театре миниатюр Полякова, куда меня пригласил друг Зиновий Высоковский». Захаров-артист Збруеву совсем не понравился, но запомнился своей отличной от других артистов внешностью. Спустя некоторое время они встретились на парадной ленкомовской лестнице. Збруев спросил: «Куда бежишь? Что ты тут делаешь?» А через неделю Захарова назначили главным режиссером, Збруев уже называл его Марком Анатольевичем. Тяжело ему было после Эфроса, и он сдержанно отнесся к приходу нового режиссера. Это всегда болезненно для артиста. Но после того как увидел спектакль Захарова в Театре сатиры, изменил свое отношение. «Я боролся с тем, чему был коленопреклонен, — говорит Збруев. — А это был Эфрос. И так происходит до сих пор. Сложно бывает с каждым новым режиссером. Но сегодня я тоже исповедую идеи Марка Анатольевича». Эмоциональная речь Збруева сводилась к тому, что нельзя забывать тех, кто был до нас.
Сейчас в театре новый главреж — Алексей Франдетти, выбранный Марком Варшавером из восьми претендентов. К юбилею Владимира Маяковского, который придется на июль 2023 года, Франдетти готовит спектакль о его молодых годах. Музыку напишет Баста. Александр Лазарев поставит булгаковский «Бег». А в день 95-летия «Ленкома» дадут бал «Хрустальной Турандот» и вспомнят важные вехи театра. В роли Турандот предстанет Олеся Железняк.