МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Винил» оказался жестью: мюзикл о победе Запада показали невовремя

На фестиваль «Видеть музыку» привезли спектакль из Санкт-Петербурга

Мюзикл «Винил» Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» показали на фестивале «Видеть музыку». Спектакль сделан признанными мастерами жанра: композитор Евгений Загот, режиссер Сусанна Цирюк, либреттист Карина Шебелян хорошо известны на поле музыкального театра. Но на этот раз авторы удивили фатальным непопаданием в запросы времени: история о том, как во время «холодной войны» западная демократия победила российский тоталитаризм ради группы стиляг, сегодня звучит уж очень экзотично.

Фото: Елена Лапина, предоставлено пресс-службой фестиваля

Есть такие мюзиклы – «постсоветские». Стандарты заложил «Норд-Ост», где все было первый раз и по-честному. Но даже самую хорошую затею, тиражируя до бесконечности, нетрудно превратить в пошлость. Сегодня в джентльменском наборе этого жанра – непременная пародия на патриотическую массовую песню, обязательная коммунальная квартира, марширующие пионеры, танцующие дворники, мужик в ушанке,  вульгарная мещанка в халате и заезженные штампы актерской игры провинциальной музкомедии. Благодаря фильму «Стиляги» и моде на «оттепель», в этот коктейль добавились яркие краски 50-60-х с рок-н-роллом, джазом, многоцветием юбок, доморощенным «диссидентством» и кознями КГБ. 

Вот именно в этом адском жанре выполнен мюзикл «Винил», который на фестиваль «Видеть музыку» привез из Питера театр «Мюзик-Холл»: между прочим, за «Винил» театр получил премию правительства СПб в области культуры и искусства за 2021 год…

Фото: Елена Лапина, предоставлено пресс-службой фестиваля

Сюжет заимствован из вышеупомянутого фильма «Стиляги», в котором группа маргиналов конца 50-х носит цветастые пиджаки, клетчатые штаны, играет джаз и танцует буги-вуги при порицании комсомольской организации. Но этого показалось мало – захотелось пожестче. И в сюжет ворвалась политическая история о том, как во время фестиваля молодежи и студентов 1957 года некий полковник КГБ уничтожает неблагонадежную джазовую группу «Винил», лидером которой является его собственный сын. Сына он кидает в застенки Лубянки (вспоминаем Петра Первого и царевича Алексея), туда же отправляют и остальных участников джазовой самодеятельности, где их бьют, светят лампой в глаза и заставляют подметать улицы метлой. Злодею-полковнику помогает красавица агент КГБ – на самом деле, она таким образом пытается спасти своего репрессированного папу, не ведая, что папу расстреляли еще до войны. Разумеется, полковник пытается склонить красавицу к сожительству (здесь вспоминаем Скарпиа и Тоску). Есть еще клонированная из «Стиляг» комсорг Капитолина, безответно влюбленная в героя.

Фото: Елена Лапина, предоставлено пресс-службой фестиваля

Естественно, на сцене в ассортименте пионеры, дворники, мужик в ушанке, вульгарная тетка в халате, коммунальная квартира, памятник Ленину, гигантская кремлевская звезда, натужная актерская игра с кривлянием и клоунадой – весь набор штампов «постсоветского мюзикла» налицо. Тексты тоже впечатляют: «Что мне – советские песни петь?» - возмущенно спрашивает герой. И сам себе отвечает – «Это позор в квадрате» Ну, а когда молодой поклонник джаза пытается объяснить папе-гэбисту, видящего вокруг одних врагов, что это, дескать, «просто музыка», папа ему злодейски так отвечает: «В нашей стране ничего ПРОСТО не бывает». 

В какой-то момент показалось, что сюжет зашел в тупик - стиляги в тюряге и спасенья нет. Надеяться, что умрет Сталин, не приходится: он уже давно помер, ХХ съезд тоже не поможет – он уже состоялся. Откуда же придет помощь? Разумеется, оттуда!!! Как говорил, Остап Бендер, «заграница нам поможет»: влюбленные девицы – комсорг и агент - проводят пресс-конференцию с участием иностранных журналистов. Скандал попадает в мировую прессу. И полковнику ничего не остается, как выпустить непокорную молодежь на волю распевать песни про «феерию свободы».

Вот такая победа либеральных ценностей над российским тоталитаризмом в эпоху «холодной войны». Очень актуальная тема в контексте сегодняшних реалий. И вот ведь какая странная вещь: впервые замечательному композитору Евгению Заготу, автору ряда успешных музыкально-театральных проектов, не удалось создать ни одного настоящего хита. Даже лирический дуэт, на которые он – мастер, здесь вышел вторичным и банальным.

Фото: Елена Лапина, предоставлено пресс-службой фестиваля

Ну, а самую большую досаду вызывают артисты – талантливые, молодые, голосистые, пластичные, красивые. Вынужденные играть каскад бессмысленных идеологических и эстетических штампов, они теряют индивидуальность, превращаясь в ряженый корус-лайн. На этом фоне поистине геройской выглядит работа Марии Елизаровой (комсорг), которая в какой-то момент стряхнула с себя навязанную ей дурацкую схему роли и классно спела свою арию, продемонстрировав и роскошный тембр, и великолепную манеру пения, и актерский талант.

Авторы шоу, конечно, могут мне сказать: ну что ты так наехала? Прямо вот всерьез. Ведь это же просто мюзикл! А я отвечу: просто мюзикл? Так вы же сами сказали, что у нас в стране ничего ПРОСТО не бывает.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах