Пресс-служба Большого отвечает жестко: «Мы не комментируем внутренние вопросы театра». Оно и понятно – никто не хочет выносить сор из «избы», тем более театральной, где, как известно, слышат даже кулисы, а одно неосторожно брошенное слово моментально распухает и может превратиться в бог знает что – и концов не найдешь, кто прав, кто виноват. Рассмотрим ситуацию, которая, чего греха таить, не новая для театра вообще и Большого в частности.
Не секрет, что и в прежние времена и при прежнем руководстве артисты всегда ездили на халтуры – чего ж не съездить в собственный выходной, тем более что с гастролями сейчас негусто. Вот и в Большом театре сколотилась такая группка из молодых и именитых артистов. Несколько громких имени среди них точно есть: Владислав Лантратов, Екатерина Крысанова и Екатерина Шипулина – первачи. Организацией тура в Ташкент занималась Шипулина через фонд Дениса Мацуева, она супруга известного пианиста и главы фонда. Говорят, что к туру причастен и продюсер Анны Нетребко, из наших, но живущий в Монако.
И вот в свой законный выходной артисты полетели в Ташкент, где станцевали гала-концерт, составленный из номеров известных балетов. Казалось бы, какой здесь криминал? Выходной есть? Есть, и в данном случае трудовое законодательство на их стороне. И почему не подзаработать артистам в свой выходной, раз есть такая возможность. Вина их лишь в том, что они не поставили в известность об отъезде худрука балетной труппы Махара Вазиева. Впрочем, тут следует уточнить, что к Вазиеву пришла отпрашиваться Анастасия Сташкевич, сообщившая, что ее с Михаилом Лобухиным не будет, они уезжают. Но куда и зачем – не уточнила, да и никто не придал этому значения: все же выходной.
Но надо понимать, что в век торжества и царствования соцсетей каждый шаг, да что там шаг – вздох, известен миру. А тут еще афиша – Большой театр в Ташкенте и парочка громких имен: кто-то же ее выпустил. А кто-то – снял и запостил. И вот уже начальник в Москве гневно стучит по столу кулаком (можно гром и молнии добавить в глаза и голос – все достоверно будет) и совершенно законно спрашивает: «Почему выступаете под брендом Большого театра? А дирекция в курсе? Кто давал разрешение на использование бренда?..»
Де-юре начальство Большого право: не спросили – получайте. Но на месяц артистов отстранили от работы. И на их партии в виде наказания ввели второй состав, который, разумеется, рад – появился шанс получить роль, которая не светила. И театр уже полон самых нелепых и противоречивых слухов: что свои же ребят и подставили – мол, одна артистка, которая должна была лететь в Ташкент, в последний момент соскочила, а поскольку она ученица жены худрука, доложила об отъехавших. То есть интрига пошла и дальше, сомнений нет, будет только нарастать. Чувствуете, как мельчает и размывается сам факт, небольшое по сути происшествие?
Итак, балетное «преступление» совершено, показательное балетное наказание состоялось, выводы все сделали. Но… самые неутешительные сведения стали поступать из кассы: поклонники Крысановой, которую в наказание сняли сразу с трех спектаклей, сдают билеты, чуть ли не ползала ушло со спектакля.
Может, конфликтующим сторонам на будущее сделать выводы и учитывать современные реалии? Артистам – понимать, что за на нарушения, прописанные в их контрактах, придется отвечать и не быть обиженными детьми. А руководству театра – заняться повышением юридической грамотности коллектива, чтобы оно, начальство, соизмеряло степень наказания с финансовыми потерями от него же. Моральный фактор и удовлетворение амбиций здесь не в счет.