- Такой небольшой город — и такие звезды и такая востребованность искусства. Как объяснится «благовещенский феномен»?
- За двадцать лет фестиваль « Амурская осень» воспитал своего зрителя. Порт Благовещенск находится в тупике, ты едешь по Транссибирской магистрали, проезжаешь Белогорск, Свободный — а дальше всё упирается в Амур. В семистах метрах через реку от нас— китайский город Хэйхэ. Мы с китайцами друг другу машем рукой. Но логистически это, повторюсь, тупик, и приезд больших коллективов для нас проходил очень часто мимо. Потому что к нам самолеты летают по два один раз в день и поезд на Восток и Запад ходит один один раз в день. Очень сложно все это выстраивать.
Каждый год в сентябре, в золотую пору, к нам приезжает 300 человек, есть и кинопрограмма, и программа антепризных спектаклей. Мы единственные в стране, кто проводит конкурс антепризы.
- Каков портрет вашего земляка? Исторически кто эти отчаянные люди, переселившиеся на окраину России?
- Нашей области в следующем году будет 165 лет - корни очень «короткие» у людей. Это же не 875 лет Москве, «земляной вал» очень маленький.
Первыми были 60 казаков-переселенцев, основавших станицу Благовещенскую, с них все начиналось. Если прокрутить с самого начала, то кто ехал к нам в XIX веке? Сюда бежали первопроходцы, которым хотелось свободы, кому был смысл приехать, заработать и уехать. В начале XX века в наши места устремлялись белогвардейцы, они приезжали, оставались, закрепившись немного, и тем не менее уезжали. Далее XX век — это стройки БАМ, ГЭС, Амуруголь, к нам точно так же приезжали, зарабатывали и уезжали.
- «Амурская осень» — и единственный ли это проект?
Вторым нашим проектом является «Русско-китайская ярмарка культуры и искусств». В чем ее уникальность? Мы и Китай — два берега одной реки. Но Амур мы воспринимаем не как реку, разделяющую наши страны, а как объединяющую.
А с 1 октября Благовещенск становится городом притяжения благодаря фестивалю классической музыки.
- Какие задачи стоят перед культурой региона? Что будет дальше?
- Самое главное сейчас — сохранить то, что есть. Для нас принципиально важно, чтобы федеральные коллективы доезжали до Амурской области.
Но только после того, как привезешь к нам столичных артистов, начинаешь понимать, что находишься в одном эмоциональном поле и культурном поле с Москвой. Когда вахтанговские спектакли смотришь у нас также, как на Арбате, расстояния просто схлопываются.
- Если говорить о Благовещенске как о культурном центре Дальнего Востока — откуда зрителям попасть у вам проще, чем в Москву или Санкт-Петербург?
- К нам уже едут из Алдана, Камчатки, Хабаровска, Владивостока — это люди, которых я лично знаю, они приезжают, снимают номер в гостинице и живут.
Этой возможностью пользуются ближайшие регионы, где фестиваль знают.
Раньше мы были как бы в конце Дальневосточного федерального округа, но через какое-то время Забайкалье присоединилось и Бурятия. И чисто территориально мы стали центром.
- Из Улан-Удэ у вам попасть легко?
- На поезде двое суток, на самолете два часа. А то, что самолет раз в семь дней — для фестиваля хорошо. В воскресенье прилетел — в воскресенье через неделю улетел.
- Какой сигнал мы посылаем, общаясь с вами сегодня, в столицу из Благовещенска, удаленного от нас на 5300 километров?
- Не бойтесь ехать. Об этом говорят все, кто у нас побывали - Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Ирина Купченко: лететь 8 часов — это страшно, но когда ты долетаешь и понимаешь, что там и с каким рвением люди стремятся к искусству — перелет оказывается оправданным.
Купченко как-то сказала: «Если бы я была мужчиной, я стала служила на Дальнем Востоке, потому что это там какие-то другие смыслы». И мы правда немножко другие, и если вам хочется подпитаться этой энергетикой — добро пожаловать.
Да, было время, когда театры были ориентированы на центральную часть России и выезд в Европу, это нормально. Но в какой-то момент мы потеряли ощущение своей страны.
- Перестали осознавать, что за Уралом вообще кто-то живет?
- Да!
- А какой культурной инфраструктурой обладает Благовещенск?
- Вся проблема Дальнего Востока— то, что у нас на десять регионов четыре символических оркестра. В нашем городе есть филармония, театр драмы, он маленький и очень уютный, есть театр кукол — и большой культурный центр, где проводится основная гастрольная деятельность. Помню, в 2015 году было жуткое наводнение. И у нам прилетел коллектив хора Пятницкого, мы собирались давать концерт на улице, но ожидался дождь — с музыкальными инструментами невозможно было бы работать. За два часа до мероприятия мы приняли решение перенести в концертный зал. А народу на площади не объяснишь, почему так сделали, когда стоит солнце. Так вот нам пришлось вызывать милицию — люди шли огромными потоками — пока у нас не забился зал и по технике безопасности было небезопасно продолжать. Зал у нас специфический, с окнами, и чтобы выйти из положения, мы открыли окна и двери, и люди стоили под окнами и в фойе — и слышали музыку.