Те, кто жил в Советском Союзе и занимался театром, ездили на фестивали в другие страны и постоянно спрашивали друг друга: почему мы у себя не можем собрать театры Европы и мира? Собственно, этот вопрос на Учредительном съезде Союза театральных деятелей СССР первым поставил Кирилл Лавров. Он же впоследствии стал президентом Чеховского фестиваля, а его генеральным директором — Валерий Шадрин. Этим людям мы обязаны знанием, контактами, совместными проектами с мировым театром.
А началось всё в трудные 90-е, когда мощная держава потеряла свою былую мощь. Но, как это часто бывает в России, кажущееся невозможным случается вопреки. Фестиваль, взявший имя Чехова, не стал исключением. В Москву в разные годы приезжали великие мастера: Бартабас, Пина Бауш, Люк Бонди, Мэтью Боурн, Питер Брук, Иво Ван Хове, Хайнер Гёббельс, Эмма Данте, Сергей Данченко, Деклан Доннеллан, Эмманюэль Демарси-Мота, Доминик Дромгул, Начо Дуато, Филипп Жанти, Дзё Канамори, Мерс Каннингем, Ромео Кастеллуччи, Франк Касторф, Отомар Крейча, Робер Лепаж, Лин Хвай-мин, Кристиан Люпа, Саймон МакБерни, Кристоф Марталер, Сатоси Мияги, Ариан Мнушкин, Жозеф Надж, Эймунтас Някрошюс, Мария Пахес, Оливье Пи, Лука Ронкони, Джорджо Стрелер, Роберт Стуруа, Тадаси Судзуки, Джеймс Тьере, Роберт Уилсон, Даниэле Финци Паска, Акрам Хан, Патрис Шеро, Петер Штайн, Андрей Щербан, Матс Эк, Ежи Яроцкий и другие.
Русский психологический театр и мировой стали как два сообщающихся сосуда, обогащавших друг друга. С легкой руки Чеховского фестиваля возникли Русские сезоны, которые стали событием Авиньонского фестиваля в конце 90-х. А потом были Японские сезоны, перекрестные годы культур с непременным участием Чехов-феста. Сколько всего интересного было. И как порой непросто было реализовать такие масштабные проекты.
А Чеховский фестиваль — это масштаб, размах, амбиции, которые всегда оправдывались. В Москву первым привез из Франции конный театр Бартабаса Валерий Шадрин со своей командой. И, кстати, оказался последним — никто ни до, ни после него так и не решился на подобную авантюру. Когда специальным самолетом в российскую столицу везли десяток лошадей уникальной породы, когда в Коломенском, на берегу Москвы-реки, было разбито шапито, построены конюшни, и каждый вечер сотни восторженных зрителей заполняли шатер.
Сразу пять спектаклей Робера Лепажа встали во МХАТе в Камергерском переулке, и столичный зритель открыл для себя удивительного театрального рассказчика, многочасовые истории которого пролетали для зрителя совершенно незаметно. И неважно, о чем они были — о космосе, о датском сказочнике Гансе-Христиане Андерсене или о судьбе эмигрантов. Спустя годы Робер Лепаж оставит свой след и в российском театре, выпустив с Евгением Мироновым в его театре спектакли «Гамлет» и «Мастер и Маргарита».
После показа спектаклей Тадаси Судзуки артисты МХАТа отправились в его театр в Сидзуоко, где родился российско-японский «Король Лир». А уж сколько интереснейших работ сделал с нашими актерами Деклан Доннеллан, и им рукоплескали в Европе!
Чеховский фестиваль стимулировал рождение новых фестивалей, которые привозили в Москву новые тенденции, открывали новые имена для взрослой и детской аудитории. Все остановилось с начала пандемии, когда закрылись границы и, кажется, остановилась жизнь. Здравый рассудок подсказывал, что наступает вовсе не театральное время, что миру предложена иная форма существования и коммуникации — онлайн. И мир, руководствуясь здравым смыслом и инстинктом самосохранения, начал осваивать этот формат и даже извлекать из него, как ему казалось, что-то новое. И только Валерий Шадрин со своим фестивалем не сдался — все-таки привез в Москву половину сформированной до пандемии программы.
Какой ценой? Это знает только он и его команда, и совершенно не должен знать зритель. Show must go on — этим принципом руководствовался Чеховский, не подозревая, что ковидная угроза — это только увертюра к драме, трагедии, перед которой теперь стоит мир, в том числе и театральный, разделившийся на дружественный и недружественный. Где главные понятия — запрет и противостояние и где все правила, которыми человечество руководствовалось, теперь ничего не стоят.
Вот в таком контексте самый первый и самый большой театральный фестиваль встречает свое 30-летие. Он вписал яркую, уникальную страницу в историю отечественного и мирового театра и, несмотря ни на что, не собирается сдавать позиций и менять принципы. В таком зрелом возрасте привычек не меняют.
Мы поздравляем Валерия Ивановича Шадрина и его Чеховский фестиваль с замечательной датой и желаем, чтобы фестиваль продолжался.