Для хора почти с вековой историей, это первое сольное выступление на главной сцене страны. А потому в программу «Песенное сияние Белого моря» были собраны шедевры традиционной песенной и танцевальной культуры разных районов Архангельской области: Каргопольского, Пинежского, Лешуконского, Мезенского, Котласского, Приморского и Онежского. По словам режиссёра-постановщика концерта Павла Ремнёва, задача была через песенные сказания и былины показать зрителям культуру Поморья. Все номера ставили специально под масштабы пространства сцены, поэтому в некоторых выступлениях был задействованы все артисты коллектива: вокальная, танцевальная и оркестровая труппы.
Вся северная песенная культура несет в себе женское начало, а потому песенный коллектив хора исключительно женский. «Ведь мужчины-поморы уходили надолго в море на промысел. Благодаря этому народное северное творчество особенно мелодичное, напевное, мы не говорим – поем, в этом и особенность северной манеры речи – гово́ри», – поделилась интересным фактом художественный руководитель коллектива Светлана Игнатьева.
Один из номеров программы с традиционным Пинежским гово́ри – фрагмент постановки «Пинежское метище». Он построен на сцене из неоконченного романа Фёдора Абрамова «Чистая книга» и традициях Пинежского фольклора. Под акапельное пение зрители видят сборы девушки, которая первый раз идёт в хоровод на метище – традиционное летнее молодёжное гуляние на лугу у реки. Это северный обряд посвящения в девичество. Большой праздничный наряд для девушки выносят на сцену в сундуке. А потом, делая круг с каждым элементом наряда, одевают. По словам Светланы Игнатьевой, в этой хороводной традиции сакральный, магический смысл, который сегодня сохранился только на севере.
– Хороводы сначала медленные – эдакие хороводы-шествия. А потом постепенно, набирая шаг, они переходят в вихревые кадрили, – сказала она. – Эта ритмика связана с природой севера: плеск воды, мягкая земля, а потом ветра и бури.
Праздничный наряд Пинежского района для этого номера, по словам главного художника-модельера Северного хора Николая Терюхина, воссоздан практически полностью: сарафан, парчовая коротейка, платки-аловицы, повязка с жемчугами, тканый пояс, ленты, янтарные бусы и шаль. Да и все костюмы артистов выполнены в соответствии с традициями районов Поморья: крой, орнамент, цвет и вышивка. Для этого костюмеры хора на протяжении десятка лет собирают архивную информацию.
Второе отделение концертной программы было посвящено традиционному съезжему празднику «Маргаритинская ярмарка». Ярмарочные традиции – это прежде всего встреча и прием гостей. Гостями Северного хора на сцене Кремля стали SHAMAN, Пелагея, Александр Маршал, Алексей Петрухин, группа «Губерния», а также архангельский арт-ансамбль Тима Дорофеева и модельное агентство Николая Терюхина.
Кстати, песня «Мой дом – Россия», которую на концерте исполнял Александра Маршал, и до этого была в репертуаре Северного хора.
— Народные песни мне всегда пели бабушка и мама, с тех пор они навсегда в моем сердце, – поделился Александр Маршал. – Я неоднократно бывал на Севере – в Мурманске, Архангельске – и каждый раз убеждаюсь: красота нашей Родины неописуема, но самое главное – это люди. Нигде в мире больше нет людей с такой душой.
Финальным акцентом стало исполнение песни «Встанем» SHAMAN вместе с Северным хором. Специально для концерта в Государственном Кремлевском дворце аранжировку этой композиции сделал певец и композитор Максим Павлов. Зал её слушал стоя.
– Я недавно выступал на фестивале «Спасская башня» и пел песню «Встанем» под военный оркестр, и этот опыт мне очень понравился, – сказал он. – Я люблю пробовать что-то новое в своём творчестве, потому что когда ты делаешь что-то одно, надоедает. Сегодня для меня выступление с Северным хором – ещё один рубеж. Северный хор – это потрясающее исполнение, это сила!
Концерт в Кремлевском дворце дал старт череде праздничных мероприятий, посвященных 85-летнему юбилею области, которые в течение недели пройдут во всех районах и округах Поморья.