Чем только не торгуют люди — вот и смех стал товаром. Но не тот, что просто на хи-хи, а особенный, как божественный дар. Именно о нем на известный сюжет драматург театра Артём Абрамов написал пьесу. Знатокам детской литературы не стоит беспокоиться: все смыслы сохранены и тонко актуализированы. Ну а то, что Абрамов — мастер реприз и слоганов, говорить не приходится: в каждой его литературной версии можно встретить смыслообразующую фразу. В «Приключениях Тима» такая: «Счастье рядом — только руку протяни». Но чтобы осознать ее правоту и принять как истину, герою премьерного спектакля придется пройти непростой путь. А чтобы узнать цену смеху, придется пролить немало слез.
Спектакль молодых режиссеров начинается с обаятельной фантазии — танца мороженого: крем-брюле премило вальсирует, пломбир, точно в цирке, пролетает из кулисы в кулису. И не жалкие одна-две порции, купленные на сэкономленные гроши, а море мороженого — то ли сон, то ли мечта сироты Тима — обладателя поразительного смеха. Его смех — как талант, как знак витальности и солнечной энергии. Причем для всех, кто рядом, — для добродушной хозяйки кондитерской, точильщика ножей, шляпницы, мясника, учительницы музыки, местной сплетницы и добродушного бродяжки, облюбовавшего скамейку на ночлег. Но волшебную силу своему смеху Тим узнает только тогда, когда лишится его: вот уж воистину, что имеем не храним, потерявши — плачем.
Но вообще-то парень смех не потерял а… продал в обмен на соблазнительное предложение господина Треча: ему — смех, Тиму — выигрыш в любом пари. Выиграть на бегах — да пожалуйста, только успевай складывать денежки в мешок, улизнуть из тюрьмы — да легко, ну а стать самым богатым мальчиком на свете — это вообще пара пустяков. Вот только лицо при этом будет уже без улыбки, а кирпичом, но тут у каждого свой выбор — или капитал, обеспечивающий любой каприз, или смех, что строить и жить помогает, но с дырой в кармане. Резко возросший в российском обществе культ денег такой выбор делает особенно мучительным. Может, поэтому на вечернем показе зал, состоящий в основном из детской аудитории возраста 8+ и их родителей, внимательно и с напряжением следил за выбором и денежными приключениями подростка.
— История о Тиме Талере привлекла меня динамичным сюжетом и почти детективной интригой, — рассказывает Дарья Коршунова. — Рассуждениями о нищете с улыбкой и безмерном богатстве, которое не приносит радости. Нам бы очень хотелось, чтобы после просмотра зрители задумались: не стоит слишком рано взрослеть, нужно всегда сохранять в себе ребенка и искренний, открытый смех. Смейтесь чаще, ведь «кто смеется, тот спасен».
Надо сказать, что в разговоре об истинных и мнимых ценностях Театру Терезы Дуровой пока нет равных: легко, азартно, без намека на назидание и с юмором она в своих спектаклях, граничащих порой с магическими шоу, поднимает вечные темы (отчий дом в «Волшебной лампе Аладдина», верность слову в «Летучем корабле», друзей не бросаем в «Огниво»). Рычагом для поднятия таких философских «тяжестей» в ее театре служит фантазия, ирония, эксцентрика, современный ритм, вкус и изобретательность в оформлении и музыка. Разумеется, только в живом исполнении.
Первая премьера на большой сцене молодых режиссеров получилась искренней, яркой, насыщенной молодой, бьющей через край энергией. Она в музыке (Сергей Кондратьев), в танцах и динамичной пластике. В помощь молодым режиссерам и костюмы Виктории Севрюковой, и декорация-трансформер Марии Рыбасовой, где старинная улочка с узкими высокими домами на глазах превращается в ипподром, на стенах которого пронесется самая эффектная сцена спектакля — лошадиный забег.
Главную роль постановщики решили отдать дебютанту Илье Захаржевскому. На премьере дебютант, понятное дело, волновался, но поддержка опытных партнеров довольно быстро помогла ему избавиться от зажима. Юлия Юнушева, Анастасия Тюкова (госпожа Талер в разных составах) и Руфат Акчурин (барон Треч) демонстрировали класс игры. Все — острые, гротесковые, на грани, которую если перейти, выйдет дурная карикатура и убьет всю серьезность намерений постановщиков в разговоре с детьми о главном — что такое счастье и где его искать.
Безупречно жесткий рисунок роли Треча превращает богатого мошенника в… обаятельного негодяя с чертовски заразительным смехом — знал что покупал. Впрочем, в постановках самой Дуровой, а теперь, как видим, и ее воспитанников, каждой ведьме или монстру всегда оставят шанс на симпатию зала. Во всяком случае, выхода акчуринского Треча дети ждут. Такая вольность в обращении с драматургическим материалом извинительна в данном случае желанием постановщиков озверевший мир сделать хоть чуточку добрее. И вот уже стервозная госпожа Талер не едет в Берлин, потому что «не может жить без дурацкого смеха» своего пасынка, а ее родной сын Эрвин (Эмиль Рывкин, он же автор рэп-композиций), инфантильный дылда на трехколесном велике, влюбится в маленькую почтальоншу. Бродяжка Кристоф (Сергей Борода), вечно плетущийся в хвосте обитателей городка… его мягкая, как бы небрежная пластика расскажет о нем лучше любых слов.
Безусловная находка спектакля — два безымянных господина в элегантных серых костюмах, исполняющих зонги (слова Андрея Усачева). Сергей Батов и Павел Повалихин, оба с замечательными голосами, впрямую не участвуя в действии, как музыкальные комментаторы ведут его героев в поисках счастья от первой сцены до последней. Счастья, которое, как кажется очень многим, легко можно получить путем купли-продажи. А оно, оказывается, рядом — в каждом дне, маленьких вещах, например, в игре на трубе или в горячих булочках с повидлом, а не корицей, к утреннему кофе и смехе, который всегда поддержит ближнего. Как говорят герои спектакля: «Счастье рядом — только руку протяни».