МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Умер режиссер Игорь Масленников: своим лучшим фильмом «Шерлока Холмса» не считал

Куда больше говорил о «Пиковой даме»

17 сентября скончался кинорежиссер Игорь Масленников. 26 октября ему исполнился бы 91 год. Он перенес инсульт, сумел преодолеть болезнь, но почти не выходил из дома. Прощание с режиссером фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Зимняя вишня», «Ярославна, королева Франции», «Пиковая дама» состоится в Первом павильоне киностудии «Ленфильм», где он снял многие свои картины. Похоронят Игоря Масленникова на Северном кладбище в Санкт-Петербурге. Точная дата будет объявлена позднее.

Он всегда воспринимался как потомственный ленинградский интеллигент, хотя родился в Нижнем Новгороде в пролетарском районе Сормово. Там на заводе «Красное Сормово» трудились его дед и отец. Второй дед был кузнецом. Если глубже погружаться в родословную, то корни можно обнаружить дворянские и крестьянские. Из Нижнего Новгорода семья вскоре после рождения сына перебралась в Колпино Ленинградской области, где глава семьи трудился на Ижорском заводе, а потом была эвакуация в Челябинск.

Игорь Масленников начинал как журналист — окончил филфак Ленинградского университета, работал в студенческой газете, попал на Ленинградское телевидение, где и начал снимать. В 1967 году окончил Высшие режиссерские курсы при «Ленфильме», куда его принимал знаменитый Григорий Козинцев. Игорь Федорович с детства любил рисовать, готовился к поступлению в Академию художеств, но испугался количества абитуриентов. Что не помешало ему работать сценографом на телевидении и даже в БДТ у Товстоногова. В кино дебютировал картиной «Личная жизнь Кузяева Валентина», которую теперь часто причисляют к незаслуженно забытому кино. В его фильмографии — «Гонщики» с Олегом Янковским, «Сентиментальный роман» по роману Веры Пановой с Еленой Прокловой, «Ярославна, королева Франции» с Еленой Кореневой, «Пиковая дама» с Аллой Демидовой, «Письма к Эльзе». Он стал олицетворением «ленинградской школы», которая всегда отличалась от московской. Ее стиль моментально угадывался в его лучших работах.

Масленников стал пионером телевизионного кино, но таковым себя не считал, хотя именно на телевидении многого достиг, ставил фильмы-спектакли. Там работал над «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона», знаменитой «Зимней вишней», которые изначально рождались как кино, не телевизионный продукт. В 2001 году он получил Госпремию РФ за личный вклад в развитие отечественного кино.

В последние годы Игорь Федорович нигде не появлялся. Он словно затих, и не из-за болезни. Случилось это много раньше, после ухода с поста первого секретаря Союза кинематографистов. Фактически он был правой рукой Никиты Михалкова, хотел оживить жизнь киносоюза, всех объединить, сдружить. Но те пять лет, пришедшиеся на конец 1990-х — начало 2000-х, выбили его из колеи. В адрес Масленникова начали поступать угрозы и обвинения, и он предпочел тихо, но решительно уйти. После этого и слова не сказал о том, что же на самом деле произошло. Последней его картиной стал «Банкрот», снятый в 2009 году по пьесе Александра Островского с участием Лии Ахеджаковой, Виктора Бычкова, Юрия Гальцева, Леонида Кулагина.

Как-то в нашем разговоре Игорь Федорович сказал: «Все! Больше снимать не буду. Ничего не понимаю в современности». Он чувствовал себя человеком другого времени, переживал, что его предложения экранизировать Островского, которого он очень любил и хорошо чувствовал, не находили отклика у продюсеров. Он вообще век продюсерского кино не принял, считал его представителей равнодушным племенем.

Когда его одолевали расспросами про Шерлока Холмса, он в ответ вспоминал Конана Дойла, который тоже отбивался от атак и напоминал, что написал и другие книги. Масленников переживал, что зрители помнят только его сериалы, «Зимнюю вишню» и «Шерлока Холмса», а он снял много других хороших картин, например «Пиковую даму» с Аллой Демидовой. Но кто ее видел и помнит?

Он был умным собеседником, деликатным и талантливым человеком. Умел ценить чужой талант, жил с достоинством и благородно ушел, никого не обременяя.

Евгений Воскресенский в фильме "Что сказал покойник".

Актер Евгений Воскресенский снялся у Игоря Масленникова в двух картинах — «Что сказал покойник» и «Тимур и его коммандос».

— Как произошло ваше знакомство?

— Когда Игорь Федорович приступал к съемкам телесериала «Что сказал покойник», меня очень долго искали — месяца два или три. И никак не могли найти. Съемки проходили во второй половине 1990-х. Мобильных телефонов еще не было. А я переехал с одной квартиры на другую. Игорь Федорович увидел меня по телевидению и решил, что именно я должен сыграть Хромого. Он говорил: «Обязательно надо его найти. Делайте, что хотите». Продюсеры не считали, что именно я должен сыграть эту роль, а он настаивал. Работать с Игорем Федоровичем — это великое дело. Часть фильма снимал выдающийся оператор Вадим Юсов. Когда работаешь с такими мастерами — это счастье, а тем более для артиста, можно сказать, молодого. Мне тогда было 36–37 лет. Поскольку Игорь Масленников — человек доброй души, то он мне разрешал делать все, что я предлагал на съемочной площадке. Я и текст переписывал, приносил свой вариант, как могу ту или иную сцену сыграть, добавлял свои фразы. Допустим — «Рыба моя» или «Мадам, от вас можно с ума сдохнуть». Игорь Федорович на это говорил: «Ну, хорошо, хорошо. Один раз можно сказать». В результате мы фразу в адрес мадам дважды употребили.

— Вы же объездили с картиной всю Европу?

— География у картины большая. Мы проехали всю Европу. Все как написано в сценарии, так и было. Если Москва, то снимали в Москве. Болгария — так в Болгария. Париж — так Париж. Если западное побережье Франции, то мы снимали там. Только Бразилию снимали в Греции.

— Игорь Федорович и на площадке был такой же интеллигентный и благородный, как в жизни? Не проявлял бойцовские качества?

— Он был абсолютно интеллигентным человеком, во всяком случае, в том, что касалось меня. Не помню, чтобы он на кого-то кричал. Масленников говорил: «Ой, Женя! Вы всегда что-то предлагаете». «Да, Игорь Федорович, я опять хочу вам кое-что предложить», — говорил я. «Хорошо. Надо подумать». А потом: «Я подумал. Давайте снимем этими словами. Хорошее предложение». Так мы и работали. Он многое позволял, из-за чего возникали небольшие трения, связанные со сценарием, от которого мы отступали, с актерскими вольностями.

— После окончания съемок ваше знакомство продолжилось?

— Мы периодически встречались, а буквально через три года он предложил сняться у него в детском фильме «Тимур и его коммандос». Я заходил к нему, когда приезжал в Питер. Мы отмечали его дни рождения. Я поздравлял его с 90-летием. Мы выпивали. До его болезни, конечно. Он меня научил пить виски. Я до этого его не любил. Мы сутки ехали до Парижа с Лешей Булдаковым, а он больше ударял по водочке. И когда мы приехали на западное побережье Франции, Игорь Федорович нам сказал: «Что вы пьете? Я вам предлагаю попробовать 12-летний виски». Мне понравилось, и я после этого иногда стал виски употреблять. Когда Игорь Федорович заболел, мы у него дома в Петербурге пили только чай. Он подарил мне свои книги и стихи — он же потрясающие стихи писал, показал разработки новых фильмов. Он писал продолжение «Зимней вишни». Показывал мне даже какие-то раскадровки, когда я был у него в прошлом году, сказал: «Я не знаю, смогу ли сам снимать по состоянию здоровья, но надеюсь, что, может быть, кто-то снимет продолжение по моему сценарию».

— С «Зимней вишней-4» произошла странная история. Сначала ему заказали сценарий, но шли годы, а проект стоял на месте, словно его заморозили.

— Я не знаю подробностей. Игорь Федорович деталей не рассказывал. Кажется, были какие-то проблемы с телеканалами. Он переживал, что, с одной стороны, ему сделали предложение, он начал разрабатывать сценарий, а потом отказались. На сценарном уровне был готов работать.

— В последние годы он исчез из общественной жизни, а когда-то в нашем интервью назвал себя «общественным животным». Я видела его только на студенческих фестивалях.

— Болезнь-то была серьезная, но он ее преодолел. Я снимался в дипломной работе его ученика Коли Волкова по Чехову. Коля учился у Игоря Федоровича во ВГИКе. Масленников сказал замечательную фразу: «Как же вы, Коля, смогли справиться с Женей? Это удивительно. Я с ним не справился». Это он вспомнил мои постоянные предложения на съемочной площадке. У Игоря Федоровича было столько учеников и в Москве, и в Петербурге! Я их встретил, когда в прошлом году заходил к нему в гости. Они дома с ним занимались. В институт он уже не ходил. Тут еще два года ковида всех выбили из седла. Хотя голос у него был бодрый, когда я звонил ему в последний раз весной.

— Что запомнилось на съемках «Тимура и его коммандос»?

— Это детский фильм с хорошей сценарной идеей. Снимали его еще на пленку. Игорь Федорович хотел, чтобы я сыграл совсем другого человека по сравнению с тем, что был в «Покойнике», настраивал меня на совершенно новый образ. Наверное, это не главная его работа. Главные у него были раньше. Но любая встреча с ним всегда была радостью.

— Хороший он был человек.

— И добрый. Вокруг него всегда собирались замечательные люди. Нам очень повезло, что мы его знали, работали вместе. Он мне многое дал как артисту, говорил, что в роли должна быть история, что нужно понимать, чем она начинается и чем заканчивается. Жены Игоря Федоровича Натальи Евгеньевны, которая была значительно его младше, не стало год назад. Я всегда молился о его здравии, даже в тот день, когда он умер. Теперь будем молиться о его упокоении.

Актриса Галина Бокашевская рассказала необычную историю, связанную с дочерью Игоря Федоровича Катей, которая во многом характеризует его самого.

— Сергей Микаэлян начинал съемки фильма «Звездочка моя ненаглядная». Пригласил меня на роль мамы, а дочку мою еще не нашел. Он сказал мне, что не знает, как общаться с детьми, попросил зайти в соседний кабинет, где в тот момент находилась маленькая дочка Игоря Масленникова. Он мне сказал, как ее зовут. Я сразу же обратилась к Игорю Федоровичу, но он ответил: «Я на нее влиять не могу. Она самостоятельная. Сама поговори с ней». А девочке тогда было пять лет. Я подошла к ней, сказала, что актриса и зовут меня Галя, а потом спросила: «Ты хочешь сниматься в кино?». Катя ответила: «Нет». Ей это было неинтересно. Но тут я поняла что-то про эту девочку и сказала: «Там за дверью — Сергей Герасимович Микаэлян. Он такой же хороший режиссер, как и твой папа. Но у него возникла проблема. Нет актрисы. Он пригласил меня на роль мамы, а девочки нет. Может, мы поможем Сергею Герасимовичу?» Катя посмотрела на меня, отложила карандаш и сказала: «Ну, хорошо. Поможем!» И мы с ней сыграли маму и дочку в фильме «Звездочка моя ненаглядная». У нас на балконе жила курица, которая после съемок досталась мне. Я ее увезла на дачу, где она погибла во время пожара, который очень тяжело пережил мой папа. Вот так закольцевалась эта история.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах