11:00. Дворик Художественного театра в Камергерском переулке. Несколько стойких фотографов ловят в объектив крутые авто звёзд, которые въезжают - самоуверенные «Мерсы», солидные BMW и другие внедорожники. Кристина Бабушкина появляется на пороге подъезда: высокая, эффектный брючный костюм.
На служебном входе, в фойе первого этажа удивляюсь - отсюда исчезли бюсты отцов- основателей (Станиславского и Немировича-Данченко) и отцов-продолжателей (Ефремова и Табакова). Их как ветром сдуло - вопрос, куда? В буфете пусто, только несколько студентов, но зато много вкусной еды - сырники, яичница, обед из множества блюд и совсем не столовского вида на подходе.
11:45 Уже в зале. Как это часто бывает в театре: вроде не было никого, и вдруг уже все здесь. Станислав Андреевич Любшин - в отличной форме, говорит, что читал мою статью с итогами театрального сезона и похвалил. Дорогого стоит от такого Мастера, ничем за долгую жизнь в искусстве не запятнавшего себя.
Наталью Тенякову не сразу узнала - в медицинской маске, но ее магический голос с сипинкой… Приглашает на свой моноспектакль «Говорит Москва», который она играет на Новой сцене, самой маленькой из мхатовских сцен. Но для ее грандиозного таланта размер не имеет значения - каждый сантиметр будет заполнен ее невероятной энергией.
Корпулентные мхатовские мужчины все, как один, в чёрном - Стоянов, Дужников, Золотовицкий. Но нет, Дмитрий Назаров предстаёт в костюме голубого небесного цвета. А что здесь делает Игорь Миркурбанов, тоже, кстати в чёрном? Он же в «Ленкоме» служит или перешел к Хабенскому, а я не в курсе?
- Нет, я в «Ленкоме», а сюда пригласили. Я же здесь «Оптимистическую трагедию» у Кости Богомолова выпускаю.
- Кого играешь?
- Много кого.
Чёрную мужскую гамму взрывает ярко-желтый костюм Марины Зудиной. «Я подумала, что уже осень, и захотелось чего-то радостного». Через несколько минут появится и Павел Табаков, стриженый почти под роль. Наверное, для кино, которое Пашу любит сильнее, чем театр. Да, театр избирателен и часто бывает слеп, часто проходит мимо таланта - вот Женя Добровольская, Маша Зорина, другие опытные актрисы и актёры Художественного, которые ещё в хорошем возрасте, а он ведь недолгий…Так и хочется собрать молодых режиссеров и сказать: «Парни, откройте глаза, отклейтесь от звёзд, которые зачастую и не звезды вовсе».
- Я снимаюсь сейчас у Бондарчука в сериале «Актрисы», - говорит мне Женя Добровольская, как будто она прочитала мои мысли.
А в первом, то есть в почётном седьмом ряду - Мирошниченко, Любшин, Скорик, чета Киндиновых, Галина и Евгений, за ними. Глава семейства процитировал мне Блока: «Познай, где свет, поймёшь, где тьма». Это его вступление к поэме «Возмездие». Очень люблю ее, в ней столько смысла».
12:10. Последним в зал входит Константин Хабенский. Это его первый сбор труппы в Художественном, который он возглавил в конце октября прошлого года. Белая рубашка навыпуск, стального цвета брюки, очки и белые листы бумаги в руках. Заметно волнуется. Тем не менее, интересуется все ли на месте - школа-студия? Галерка, забитая студентами, дружно отвечает ему. «А музей на месте?» - снова интересуется Хабенский. Утвердительный, но не столь громкий ответ тихих музейных работников, которых на моей памяти, кажется, вспомнили на общем сборе первый раз за многие годы .
А между прочим, мхатовскому музею в этом сезоне будет 100 лет, и худрук предлагает всем, включая студентов, походить по его филиалам - вдруг интересная идея родится? Но не с этого начнёт свой спич Константин Юрьевич Хабенский.
- Продолжается специальная военная операция, - в тишине начинает он. - Почти каждый день гибнут люди - ребята, выполняющие свой профессиональный долг и просто мирные люди.
Театр - живой организм, он обязан все это знать, видеть, чувствовать. Мы не обязаны комментировать события, но чувствовать ситуацию, чувствовать настроение зрителя и зачем они приходят к нам, мы должны.
В связи с этим пришлось отказаться от некоторых названий, которые были озвучены в январе-декабре прошлого сезона. Просто по-человечески мне кажется неправильно сейчас брать новый материал для сцены Художественного театра, который бы как то иронизировал, ёрничал. Давай попробуем дать зрителю что-то другое, дадим им возможность заглянуть в себя. Может быть, немножко успокоиться, разглядеть людей, которые рядом с нами и услышать их.
И вторая причина отмен или переносов премьер - авторские права на постановку. То, что раньше решалась за пару месяцев, сегодня растягивается на неопределенный срок. Тут вопрос терпения и времени. Но в этой ситуации они теряют больше, чем мы. Вот с такими моими соображениями я предлагаю нам всем войти в 125-й юбилейный сезон.
Была пауза, а потом раздались аплодисменты. Худрук порадовал коллектив новостью - президент России подписал указ о праздновании 125-го юбилея Художественного театра.
Ну а дальше озвучил планы и стратегические направления, по которым будет развиваться Художественный театр под руководством Константина Хабенского. Одно из них - благотворительное, на что направлены многие проекты, в частности, «Арт-Хаб» - проект, как следует из названия, самого Константина и на который он делает ставку. Будет даже и диджитал-проект.
А вот и число новых постановок прямо-таки рекордное - их 16. Среди постановщиков - мэтры и молодые: Анатолий Васильев, Константин Богомолов, Михаил Рахлин, Денис Азаров, Алла Сигалова, Марина Брусникина, Юрий Муравицкий и другие.
А ещё МХТ отметит 95 летие Олега Ефремова, в котором будут участвовать лишь три человека - танцор Сергей Полунин, пианист Андрей Корабельников и сам Хабенский. И он же учредил премию для молодых - до 35 лет. Первая церемония состоится уже в День театра.