- Арслан, насколько пластичным является набор обязательной к изучению классики? В этом году, с учетом обновления образовательных стандартов, он значительно изменится?
- Обучение в общеобразовательных организациях нашей страны ведется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В них, а также в привязанных к ним примерных рабочих программах, намеренно упрощаю, прописано, что и как должен изучить ученик. К слову, с 1 сентября вступают в силу новые стандарты для начальной и основной школы (с 1-го по 4-й и с 5-го по 9-й классы соответственно). Ранее прошло их широкое общественное обсуждение, в рамках этой дискуссии звучали в том числе и крайние формулировки. Список литературы, обязательный к изучению, меняется незначительно, скорее перемены касаются самого подхода к предмету. Однако новые стандарты, по мнению некоторых учителей словесности, лишают их возможности выбора – тексты привязаны к классам и к календарю обучения внутри года. Эта ситуация, в свою очередь, усугубляется тем, что совсем недавно был радикально сокращен Федеральный перечень учебников, в котором отныне всего 327 позиций.
- А существующий список, на ваш взгляд, требует пересмотра?
- Это вечный вопрос, который по сути родственен шекспировской задачке – «быть или не быть». Нынешний список литературы отчасти наследует советской педагогической традиции. Изменения, внесенные в него в период новейшей истории страны, можно назвать косметическими. Мы регулярно слышим о том, что некоторые произведения школьной программы чрезмерно объемны, либо сложны для восприятия обучающимися. Но это, на мой взгляд, издержки массовой школы – кто-то с удовольствием знакомится с литературными произведениями даже сверх нормы, для других необходимость читать их – своего рода пытка. И последнее вовсе не означает, что интересы детей не могут со временем измениться. К слову, нынешние школьники, пожалуй, самые читающие и пишущие в истории, просто делают они это в мессенджерах и социальных сетях.
- Может быть, они охотнее будут читать тексты современных авторов?
- Да. Поэтому я бы предложил включать в дополнительную программу, например, в качестве чтения на лето тексты победителей премии «Большая книга». Понятно, что нужно уточнять класс и возраст, которому рекомендовать то или иное произведение, но в целом премиальные списки «БК» могут служить хорошей точкой опоры для знакомства школьников с качественной современной литературой.