МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Дом дракона" стал образцовым упреком российским фэнтези

Сказки эпохи плохих новостей

Показ сериала «Дом дракона» уже стартовал, «Властелин колец: Кольца власти» на подходе. Битва двух богато поставленных фэнтези, наверное, станет одной из интриг сериального сезона. Правда, российские продюсеры вряд ли смогут предложить в этом жанре проекты, вокруг которых возник бы такой же ажиотаж.

«Дом дракона».

По части ажиотажа и «Дом дракона», и «Кольца власти» много чему могут дать фору, однако оптимизм по поводу и сериального приквела к кинохиту «Властелин колец», и приквела к одному из самых успешных телепроектов последних лет «Игра престолов» пока очень осторожный.

Первая серия «Дома дракона» вызвала полярные оценки от «энергично и увлекательно» до «скучно и шаблонно». Причем и у критиков, и у простых зрителей, выступивших с подобными вердиктами, были для этого свои весьма веские основания.

Возможно, завязка удалась, но получится ли удержать внимание публики к персонажам, которые ей совсем незнакомы? Являются ли масштабные батальные сцены и впечатляющая компьютерная графика гарантией успеха? Даже самые успешные продюсеры никогда точно не знают, что в итоге сработает, а что обернется оглушительным провалом.

Впрочем, в первом эпизоде «Дома дракона» достаточно перспектив для того, чтобы сериал стал образцовым фэнтези по крайней мере на один сезон. И есть подозрение, будто у местных любителей жанра не будет ни одной достойной российской альтернативы.

Для нашей сериальной индустрии фэнтези, прямо скажем, не самый очевидный выбор. Кое-что, конечно, снимается. Например, нашумевшая в свое время «Этерна», грозящая стать чуть ли не кинофраншизой. Она задумывалась как манифест на поле «Игры престолов», и у создателей картины многое получилось. Возможно, продираться сквозь миры писательницы Веры Камши, автора цикла «Отблески Этерны», иногда было трудновато, но богатая бутафория и очень динамичные батальные сцены, безусловно, удерживали внимание публики.

Есть у проекта еще один плюс. «Этерна» — это фэнтези скорее в западном понимании жанра. На экране воссоздан пусть и выдуманный, но все-таки наполненный понятными современному человеку страстями мир. Там есть закулисные интриги, политика, религиозный подтекст, в общем, все то, с чем принято подавать сказочки для взрослых и неслабонервных.

Но подобный подход большая редкость для местных проектов. Куда больше у нас любят использовать фон настоящих исторических событий. Так было в «Караморе», где разрабатывалась альтернативная история дореволюционной России, так было в чуть ли не образцовом с точки зрения не столько сказочности сюжета, сколько мечей, лошадей и кольчуг фильме «Викинг», посвященном князю Владимиру. Буйство последних кинотехнологий и явное вдохновение от лучших международных картин похожего жанра неизменно укладывается в местный классический сюжет под названием «здесь Русь, а там враги».

С учетом актуального исторического момента, наверное, не так уж много шансов на то, что подобный подход отменят. От кино и сериалов сейчас как никогда требуют пересказа исторических фактов, причем пересказ этот должен иметь максимально патриотические интонации. И фэнтези (глуповатые комедии, основанные на локальном фольклоре, не в счет) в таких настройках чувствует себя не лучшим образом.

Все-таки речь идет об абсолютно космополитичном жанре. И лучшие фэнтези больше про настоящее, чем про какое-то абстрактное средневековье. В той же «Игре престолов» весьма внятно проходит мысль о прозрачности границы между добром и злом, о власти как системе компромиссов, выстроенной на интригах и жестоких преследованиях, о мире, где религия не является сдерживающим фактором для людей и фактически принесена в жертву разным интересам.

Все это, за исключением культа технологий, конечно, напоминает модель современного мира, где хороших новостей меньше, чем плохих. При этом за кознями «престольных» злодеев, пытающихся захватить или удержать власть, все-таки угадывается противостояние между дремучестью и прогрессом, диктатурой и свободным духом. Хотя шансов у всего хорошего не так уж много.

Подобного рода конфликт был характерен и для лучших советских фэнтези вроде «Убить дракона» или «Сказки странствий». В сюжете этих картин много иносказательности, что довольно характерно для фильмов, снятых при строгой цензуре. В картине Марка Захарова Дракон — символ рабства, поэтому убить его значит не победить какое-то абстрактное существо, а изменить себя. В фильме Александра Митты в сюжете, напоминающем сказку для детей, прячутся намеки на хрупкий нефтяной рай эпохи СССР и угрозу экологической катастрофы, а также на вторжение советских войск в Чехословакию в сценах с приходом Чумы.

Иногда кажется, будто эпоха эзопова языка, с учетом всех современных реалий жизни в стране, снова может возвратиться в российское кино. Впрочем, пока это слишком оптимистичный сценарий. Сейчас явно не время романтиков, мечтающих о победе гуманизма и разума. В цене режиссеры и продюсеры, которые умеют с абсолютно холодной головой осваивать бюджеты и вписываться в державные тренды. Поэтому и местные фэнтези скорее всего будут получаться не глобально ориентированными, а узко патриотическими.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах