За три часа до начала действа Рома Зверь выходит к прессе, чтобы попозировать на фоне внушительной арены и поделиться мыслями по поводу происходящего. Он облачен в рубашку с принтами в виде крупных роз, черную юбку и остроносые, максимально рок-н-ролльные мюли. Самоуверенность и нарциссизм — важная часть имиджа рок-звезды, но при этом Роман явно не стесняется выражать свое волнение. Юбилейные концерты традиционно являются головной болью в том смысле, что на них нужно попытаться объять необъятное. В такой ситуации сет-лист, конечно же, рождается в муках.
«Альбомов много, песен много, все не поместится, — говорит певец в беседе с «МК». — Мы пытались выбрать и фанатские песни и те, которые нравятся нам. Получилось из каждого альбома по чуть-чуть, но в целом много.»
«Звери» начинали в ситуации, когда музыкальный бизнес во многом зависел от радио и телевидения, но даже во времена таких отсталых по нынешним временам технологий раскруток, группа выстрелила почти моментально. К своему второму альбому «Районы-Кварталы» Рома Зверь и Ко были уже стадионными артистами на радость фанатам и к большому недовольству музыкальных критиков. По меркам последних «Звери» считались попсой галимой и все их игры в стадионный рок обозначались как большое недоразумение. Примечательно, что сами критикуемые, несмотря на молодость, хранили мудрое спокойствие.
«Нам не до скандалов было, мы пахали как лошади, не вылезали из гастролей, — вспоминает Роман. — Молодые задорные, все нипочем, дай только сцену и вперед. А чтобы подойти к кому-то и разобраться по-мужски… Если ты к кому-то подходишь, значит обижен, а я ни на кого не обижаюсь. Ну кто-то что-то сказал, где-то написал. Не держать же зуб на человека за то, что он какие-то гадости про нас выдал. Это в конце концов его проблемы, не мои.»
Песни, как будто сочиненные в соседнем дворе и исполненные ребятами оттуда же могут стать кротчайшим путем к успеху, но сочинять такие постоянно довольно трудно. Рокеры, несмотря на свою инфантильность, тоже взрослеют, расширяют кругозор и это неизменно ведет к тому, что мысли они начинают укладывать в более хитрые музыкальные формы.
Еще до того как Роман сыграл Майка Науменко в фильме Кирилла Серебренникова «Лето» (за саундтрек к картине музыкант получил отдельную премию на Каннском кинофестивале) музыка «Зверей» стала менее праздничной, а в голосе, будто специально созданном для того, чтобы шептать девушкам неприличные предложения, появились горькие усмешки и иногда даже рефлексия.
Альбомы, вышедшие после 2015 года наполнены музыкой не совсем стадионного размаха, однако общее количество хитов по прежнему держат группу в обойме гастрольных гигантов. И фронтмен группы не воспринимает это как унылую рутину популярного артиста.
«Сейчас стадионные концерты это шик, везение и счастье, — замечает Роман. — Стадионный рок закончился, молодые артисты не могут держать такую большую аудиторию. Они просто не потянут два с половиной часа живого пения и качественного звука. И я сейчас не говорю о тех, кто прыгает под фонограмму, кричит «поднимите ручки», в общем аниматором работает. Даже из тех, кто играет живьем далеко не все поднимут стадион. Мы очень соскучились, два года не играли из-за пандемии. Так что будем кайфовать и нервничать конечно. На таких концертах больше всего переживаешь хватит ли сил прожить, докачать до конца, не сдуться в какой-то момент.» Спойлер: они прожили, докачали, не сдулись.
Как это выглядело
Не монументально, но вполне масштабно. Пять человек на сцене, три экрана плюс два больших стадионных табло тоже задействованных под проекции. Видимо главная идея шоу заключалась в шумном братании артистов и толпы, поэтому сложный видеоарт был принесен в жертву крупным планам рок-звезд, и кадрам с ликующей публикой.
Музыканты вышли на сцену после энергичного сета от легенды MTV, а сейчас успешного ди-джей Александра Анатольевича. Между первой «Для Тебя» и финальной «Все, Что Тебя Касается» на весьма внушительной скорости пронеслись два с лишним часа гитарного угара, оглушительных фанатских хоров, черной кожи, животных принтов, эффектных рок-н-ролльных поз под соусом из танцев и десятков тысяч селфи.
При виде огромного количества телефонов в партере Роман галантно благодарит публику за то, что она успевает не только снимать, но и реагировать на песни. Но потом и сам идет на поводу у современной блажи под названием «надо сфоткаться». После исполнения «Трамвая» фронтмен берет небольшую паузу и обращается к зрителям: «Я же фотограф, вы позволите мне сделать красивое фото? Для этого я хотел бы воспользоваться ресурсами батарей ваших телефонов.»
Огромная арена озаряется десятками тысяч огоньков и можно предположить, что фото действительно получилось красивым. Фанатский спецэффект растягивается на две песни, исполненные почти в акустике. «Говори» под клавиши и «Прогулка» под гитару прозвучали очень интимно, и если вся эта затея с фонариками была придумана в попытке хотя бы на время превратить стадионное шоу в квартирник, то игра стоила батареек.
Впрочем, на акустике стадион не удержишь, о чем участники «Зверей» конечно же знают. «Просто Такая Сильная Любовь» и «Напитки Покрепче» быстро возвращают публике истеричный тонус, а фальш-финал после «До Скорой Встречи» тонет в требованиях продолжения банкета.
Продолжение растягивается на две бисовки, во время которых звучат «Районы-Кварталы», «Дожди-Пистолеты», «Запомни Меня», «Все, Что Тебя Касается», стреляет фейерверк, доводятся до окончательной негодности фанатские голосовые связки. Роман выходит на подиум, открывает бутылку шампанского, щедро орошает пеной тех, кто поближе, делает глоток и отдает остатки в фанзону. Королевский подгон, особенно с учетом того, что на стадионах ничего крепче безалкогольного пива не предлагается.
Плюсы
В этот вечер на арене царила любовь, что делает из любого концерта событие. Девушки самых разных возрастов в очередной раз доказали свой статус главного двигателя рок-н-ролльного процесса. Так было с «битлами» и «роллингами», а также с «Кино» и «Мумий Троллем». Не исключено, что «Звери» по части всеобщего вожделения близки к рекорду, по крайней мере в новейшей российской рок-истории. Особенно трогательно наблюдать за преемственностью поколений. В фанзоне и на трибунах было немало девушек, к которым «зверомания» возможно передалась с молоком матери.
Минусы
Звук вызывал ассоциации с эконом-классом. Само же действо, как это было и на шоу Басты, группы «Руки Вверх!», Григория Лепса, воспринималось как не совсем стадионное. Все-таки мы пока еще не забыли, что такое большой концерт в международном смысле. Если берете большую площадку, то показывайте фокусы. Хотя бы не оригинальные, такие как вторая сцена. Ну или удивите звуком. Можно конечно предположить, что караоке-концепция предполагала большое зрительское участие и его не планировалось заглушать. В итоге хрупкие, но крепкие женские плечи и звонкие голоса в некоторых ситуациях оказались спасительными.
Фраза вечеринки
«Хорошо, что вы здесь, хорошо, что мы здесь!» — произнес Роман в начале шоу. Нужно признать, что сейчас самые невинные умозаключения воспринимаются как язвительный сарказм. О, времена…