В минувший уик-энд случилась официальная перезагрузка проекта «Куртки Кобейна». Музыкальная политика и структура детища Шуры Би-2 стала проще и понятнее, хотя без интриги все же не обошлось. «ЗД» пытается вникнуть в детали и понять, что вообще произошло.
«Куртки Кобейна» превратились в «Кей Кей», и под этим лейблом вышел сингл «Много Света». Весьма бойкий танцевальный трек с лощеным битом и энергичным голосом. Обладательницу последнего зовут Юлия Суворова, вместе с ней в новой группе клавишник Даниил Дражников и персонаж по имени DJ Hacker. Эта троица, по всей вероятности, станет продолжением проекта, который был факультативом по инди-электронике для артистов, казалось бы, страшно далеких друг от друга.
— «Куртки Кобейна» — супергруппа в том смысле, что это взрослые состоявшиеся артисты, — говорит супруга Шуры Би-2 Елизавета, в функции которой с самого начала входили все продюсерские функции в продвижении проекта. — Это был хороший эксперимент, позволивший всем его участникам выйти из привычной творческой колеи, открыть для себя что-то новое и, может, принести это в свой основной проект. Там все строилось на неожиданностях вроде контраста между Тамарой Гвердцители и берлинским техно. Теперь мы переводим проект из статуса супергруппы во что-то живое и мобильное, передаем, так сказать, эстафету.
Спонтанность всего, что происходило под маркой «Куртки Кобейна», наверное, и являлось одним из факторов, притягивающих внимание. Релиз каждого сингла напоминал попытку поймать черную кошку в темной комнате, потому как угадать, куда на этот раз двинется звук, не мог и ясновидящий. И удивляться здесь нечему. Собрать на одном альбоме уже упомянутую Тамару Гвердцители, Леонида Агутина, Манижу, Диану Арбенину, Монеточку, лидера Brainstorm Рейнарса Кауперса и фронтмена Tesla Boy Антона Севидова, добавить к этому аранжировки Юрия Усачева и партию бас-гитары «арийца» Виталия Дубинина, а также сэмплы из песен Петра Мамонова и Бориса Гребенщикова и много чего еще было под силу лишь людям, которые готовы на музыкальные авантюры.
Но если альбом этого проекта был мероприятием хоть и непростым, но подъемным, с учетом современных коммуникаций и технологий, то спланировать концерты мог разве что волшебник.
— В экономике «Курток» не было привычной для музыкальной группы математики. Это все больше про амбассадорство, — улыбается Елизавета. — У них получались не концерты, а своего рода явления. Такое очень сложно организовать, чтобы все графики совпали. А группе же нужно играть, и желательно не раз в год. Всем нам хотелось, чтобы у проекта была более понятная структура.
В начале этого года подобное явление все же состоялось под крышей Центрального манежа. Мероприятие прошло в онлайн-режиме по причине пандемийных ограничений, но даже при наличии в зале всего около полусотни человек из техперсонала и ближайшего окружения получилось очень атмосферно. Круглая сцена, будто накрытая чем-то вроде стакана из проекционных панелей, звездные гости и шальная аура рейва, как в старые добрые времена. Это могло стать моделью для наполовину концертного, наполовину диджейского шоу, но тогда планировать гастроли было довольно сложно, поэтому решили развивать план Б.
Такой план родился примерно год назад. Идея конкурса для творческой молодежи, конечно, не новая, но идеологи «Курток Кобейна» хотели сыграть в нее по своим правилам. «Мы решили посмотреть, что вообще есть сейчас в России, просканировать пространство и подтянуть молодых ребят, — вспоминает Елизавета. — Мало кто верил, что в этом конкурсе кто-то согласится участвовать, но я убедила всех попробовать. В итоге мы предложили четыре трека, для того чтобы желающие сделали на них ремиксы или записали кавер-версии. В итоге нам прислали двести работ. Многие сразу и клипы снимали, причем очень разные по стилистике.
Хитрость заключалась в том, что все проявившие внимание к мероприятию под названием «КК-кавер» даже не подозревали, что участвуют не столько в творческом квесте, сколько в большом кастинге для перезагрузки «Курток Кобейна».
— Мы не знали о глобальной цели найти людей для дальнейшего сотрудничества, — говорит Юлия Суворова, которая в компании с Елизаветой и «ЗД» за день до релиза ее первого взрослого сингла спасается от жуткой московской жары ледяным лимонадом на веранде модного заведения. — Мы с моим тогда еще парнем, а теперь уже мужем, Даниилом хотели выиграть главный приз — деньги. Чтобы потратить их на запись альбома. Выиграть не получилось, первым стал парень из Казахстана, который сделал очень крутой сплит из двух песен. Нам досталось третье место, но в итоге все сложилось даже лучше, чем мы предполагали.
Дуэт дополнил еще один участник конкурса, ростовчанин DJ Hacker. Впрочем, живыми артистами дело не ограничится. У каждого участника «Кей Кей» будет свой аватар, что в эпоху метавселенных, наверное, является не такой уж плохой идеей. После того виртуального беспредела, что устроили участники АВВА, термин «аватар» обрастает каким-то хай-тек-сумасшествием, однако «Кей Кей» решили пойти более молодежным путем и остановились на мультяшках.
— Это не просто картинка, а настоящий персонаж, который может, например, давать пресс-конференции, — поясняет Елизавета. — Мы их разрабатываем уже больше полугода, каждому прописываем архетип, советуемся с психологами. У всех аватаров будет экспертность в своей области, например, один из них фанат компьютерных игр. Наверное, самая близкая аналогия — Gorillaz. Это будет первая российская цифровая группа.
Нужно признать, что звук первого сингла «Кей Кей» неплохо подходит под этот digital-разгул. Однако в такой ситуации, конечно, хочется подобия теории заговоров, в духе того, что Шура «Би-2», как идеолог «Курток Кобейна», готовит себе запасной плацдарм в ситуации, когда большая рок-группа вынуждена взять тайм-аут.
— «Куртки» — мой продюсерский проект, а Шура там музыкальный продюсер, — спешит пояснить ситуацию Елизавета. — Сейчас осталась я, трое новых ребят, которые будут соавторами свежего материала, новые аранжировщики и саундпродюсеры. Но Шура в этом больше не участвует. Не страшно ли нам без него? Нет. Мы уже долго этим занимаемся, это мое дело, и меня ничего не пугает. Хотя Шура не может быть в стороне от музыкального процесса. Нам как-то даже пришлось его из студии выгонять. Но с его опытом он как будто на дистанции чувствует, что происходит и как это нужно изменить.
Юная, хотя уже и семейная вокалистка «Кей Кей» тоже не выглядит неуверенной или испуганной. Она явно из тех девушек, что пришли в шоу-бизнес не ради поиска богатых покровителей, а с целью реализовать свое музыкальное эго.
— Родители поддерживали мои детские интересы, и, видимо, в какой-то момент они поняли, что у меня есть некоторая музыкальность, чувство ритма, и позволили мне это развивать, — говорит певица. — Я родилась в Свердловской области, в маленьком городке Верхняя Тура. Потом мы перебрались в Екатеринбург, а потом в Москву. Увлечения у меня были максимально разножанровые. От Уитни Хьюстон до Radiohead. Я впитывала в себя все, что возможно, и пыталась таким образом найти свой уникальный жанр. И вот сейчас у меня есть возможность раскрыть все свои представления о том, как музыка должна звучать и визуально подаваться.
У первого сингла «Кей Кей» будет продолжение — примерно раз в месяц музыканты планируют выпускать по новой песне. Безусловно, со сменой доктрины и изменением состава у проекта появился молодой задор, благодаря которому артисты не очень–то думают о рутине и жуткой конкуренции на музыкальной поляне, а настроены на разного рода открытия. Возможно, в ближайшее время станет понятно, насколько полезны будут для «Кей Кей» формальная близость к «Би-2» и возможность посоветоваться с этими многоопытными джентльменами. А для «ЗД», с учетом собравшейся компании, было грех не воспользоваться возможностью, чтобы выяснить, как проводит неожиданный отпуск наша большая рок-группа.
— Все они получили возможность побыть папами, окунуться в семейную рутину, для которой лето — отличное время, — замечает Елизавета. — Но есть планы на осень. Не скажу, что все переполнены оптимизмом, однако жизнь продолжается, и осенью мы возвращаемся.