Екатерина II идет просто нарасхват. В середине июля в Петербурге можно было увидеть Елизавету Боярскую в не менее пышных платьях на съемочной площадке еще одного проекта про монаршую особу. Подобный интерес сценаристов и продюсеров к российской императрице, наверное, можно объяснить тем, что ее история уж очень кинематографична. С одной стороны — великие дела, с другой — бурлящая личная жизнь, и все это на богатом дворцовом фоне.
История Екатерины II в кино началась еще в двадцатых годах прошлого века, когда в фильме «Запретный рай» знаменитую особу сыграла Пола Негри. Первым советским фильмом о монаршей особе стал «Каприз Екатерины II» (1927), где в главной роли была Вера Аргутинская. С тех пор в самых разных странах сняли десятки фильмов и сериалов с предельно широким взглядом на эпоху и ее героев: от пикантной экзотики а-ла рюс до духоподъемных фильмов о драматичной истории страны.
Сама императрица на экране тоже была очень разной. И средних лет женщиной в теле, какой она предстала в «Капитанской дочке» с Натальей Гундаревой или «Царской охоте» со Светланой Крючковой. И по-модельному стройной, как в «Гардемаринах», где Екатерину сыграла Кристина Орбакайте, или «Екатерине Великой» с Кэтрин-Зетой Джонс.
Марина Александрова на этот раз снимается в сериале, сюжет которого разворачивается во времена, когда Екатерине II было около пятидесяти. Если верить официальной истории, то в этом возрасте императрица была довольно грузной женщиной, что вполне соответствовало ее статусу и канонам красоты того времени. Но 39-летнюю Александрову решили не рядить в платья с увеличивающими объем подкладками и не мучить пластическим гримом. В кадре она со своей вызывающей восхищение и зависть тонкой талией и острыми скулами.
В роли князя Потемкина, венчаного супруга императрицы, снова Владимир Яглыч, а вот фавориты новенькие. Их сразу трое: Александр Ланской, которого играет Сергей Новосад, Иван Корсаков (Станислав Тикунов) и Александр Мамонов (Дмитрий Гудочкин).
На больших каналах историческим сериалам подобного размаха по-прежнему уделяется большое внимание. При этом почти все, что уже было показано, укладывается в уже привычную схему «федеральной» мелодрамы с богатой бутафорией и патриотическим флером. Впрочем, и публика, и критики не теряют надежду приятно удивиться.
МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ ЗВЕЗДЫ В РОЛИ ЕКАТЕРИНЫ II
Марлен Дитрих («Кровавая императрица», 1934)
Кинодива не раз признавалась в своем интересе к русской истории и культуре, но фильм режиссера Джозефа фон Штернберга не является глубоким погружением ни в то, ни в другое. Всё, от трактовки исторических событий до бытовой жизни в России, представлено здесь очень вольно. Но Марлен даже в надуманных нарядах выглядит великолепно.
Кэтрин Зета Джонс («Екатерина Великая», 1995)
Далеко не самый лучший фильм в карьере актрисы. Впечатляет он разве что эротическими сценами, но никак не попыткой представить на экране исторического персонажа. Екатерина в версии Кэтрин — это женщина, которая упивается властью и любит мужчин. Наверное, немало, но явно недостаточно.
Хелен Миррен («Екатерина Великая», 2019)
После роли Елизаветы I в одноименном сериале и Елизаветы II в фильме «Королева» Хелен Миррен, кажется, способна перевоплотиться в любую титулованную особу. В «Екатерине Великой» на момент съемок 74-летняя Миррен играет императрицу и в расцвете сил, и в преклонном возрасте. И делает это с типично британским актерским шиком. Правда, блистать ей приходится на фоне сюжета, в основном состоящего из дворцовых интриг, взятых как будто из «желтой прессы».
Светлана Крючкова («Царская охота», 1990)
Режиссер Виталий Мельников, как и исполнители главных ролей Анна Самохина (княжна Тараканова), Николай Еременко (граф Алексей Орлов), получили за этот фильм массу как профессиональной, так и обывательской критики: ничего общего с историей, сплошная обнаженка. И только Светлана Крючкова, по мнению многих, стала чуть ли не самой яркой императрицей Екатериной на экране. Роль далась актрисе нелегко. Пришлось освоить верховую езду и научиться говорить с немецким акцентом. Но результат того стоил. В кадре Светлана Николаевна выглядит очень эффектно, во многом, по ее же словам, потому, что оператором был муж актрисы Юрий Векслер.
Кристина Орбакайте («Виват, гардемарины!», 1991)
Для Кристины Орбакайте как актрисы роль молодой Екатерины, наверное, самая странная в карьере. Высокая, стройная блондинка совсем не похожа на более чем среднего роста брюнетку, какой на самом дела была императрица. Впрочем, начало девяностых было временем довольно смелых экспериментов в российском кино. И даже те, кто критиковал режиссера Светлану Дружинину за такой выбор актрисы, признают, что ретро-платья Кристине очень идут.
Юлия Снигирь («Великая», 2015)
Создатели сериала явно не гнались за внешним сходством актеров и исторических персонажей, которых они играли, но постарались максимально достоверно реставрировать эпоху. В некотором смысле проект имел международный размах, потому что из двадцати пяти нарядов, в которых снималась Юлия Снигирь, есть взятые в аренду платье героини Кирстен Данст из фильма «Мария-Антуанетта», а также туалет Кэтрин Зеты-Джонс из «Екатерины Великой».
Читайте также: "20 лучших фильмов Netflix всех времен: посмотреть на выходные"