Громом среди ясного неба для многих стал вышедший в 2011 году «Великолепный век». Четыре года и сто сорок семь серий дворцовой роскоши и гаремных интриг, которые стали поводом и для страстных споров об исторической достоверности всего показанного, и для всплесков фанатизма по отношению к артистам, сыгравшим главных героев.
У нашей публики был шанс оценить турецкий сериал еще в начале девяностых, когда на экраны вышел семисерийный «Королек — птичка певчая». В то же время на экранах гремели знаменитые латиноамериканские мыльные оперы, и тогда казалось, что все южные страсти примерно одинаковы. Но в нулевых ситуация кардинальным образом изменилась.
Турецкие сериалы занимают завидные позиции даже на латиноамериканском рынке, во многом выигрывая у местных прежде всего в качестве. По статистике стоимость эпизода сериала из Бразилии или Аргентины в разы меньше того, что вкладывают в каждую серию в Турции. Современные телевизоры очень наглядно демонстрируют эту разницу, и публика, конечно, выбирает более яркое и приближенное к мировым стандартам.
Причины популярности турецких сериалов в России, вероятно, заключаются в спонтанности пристрастий нашей публики. Северная страна, в которой тем не менее любят, чтобы было погорячее. Турецкие пейзажи — как добрая память о ныне весьма подорожавшем отпуске в Анталии. Наконец, знойные красавцы, словно символизирующие идеальных мужчин, с которыми здесь всегда был острый дефицит.
Все, кто считает турецкие сериалы продукцией, которая берет исключительно экзотикой, возможно, в чем-то правы. В большей части этих проектов герои борются за недоступную или запретную любовь, проявляя невероятную наивность и игнорируя все современные гендерные повестки. А еще двухчасовые серии и другие во многом удивительные стандарты, как, например, количество эпизодов. Если их много, то проект успешный, а если мало, то он совершенно недостоин внимания, хотя в европейско-американской сериальной индустрии есть образцовые мини-сериалы, снятые в расчете на один сезон.
Впрочем, с учетом того количества сериалов, что снимают в Турции, было бы странно не обнаружить в этом потоке самые разные ответвления. Например, «Черная любовь», тот самый сериал, который в 2017 году получил «Эмми» в номинации «Лучшая теленовелла» и был показан в десяти странах. С одной стороны, ахи-вздохи с классическим любовным треугольником и чувствами, развивающимися вопреки всем обстоятельствам. При этом одна из вершин жанра и во многом образцовая мелодрама. По слухам, кинороман между главными героями был такой страстный, что муж актрисы, игравшей роковую красавицу, готов был лопнуть от ревности.
Недавний сериал «Любовь напоказ» тоже мелодрама, но щедро нашпигованная юмором, причем не примитивным ситкомовским, а вполне социальным, высмеивающим как строгие запреты традиционалистов, так и самые либеральные взгляды на отношения. И если к страсти и страданиям в глазах турецких актеров многие уже привыкли, то иронию можно отнести к новым эмоциям.
Если кому-то кажется, что турецкие криминальные триллеры имеют больше отношения к пародии, чем к детективу, то сериалы «Личность» и «Чукур», возможно, станут большими сюрпризами. В первом пожилой мужчина с синдромом Альцгеймера вдруг превращается в беспощадного убийцу, а поймать его хочет женщина-следователь. Во втором за неблагополучный стамбульский район сражаются банды гангстеров, и по накалу страстей все это напоминает лучшие итальянские проекты подобного жанра.
В связи с последними новостями, касающимися российского сериального рынка, тема альтернативы той продукции, которая оказалась нам недоступна, звучит громче всех. Но все эти обсуждения идут в основном ради красного словца. В России интерес к западным сериалам несравнимо ниже спроса на свое, и те, кто смотрел продукцию Netflix, найдут возможность к ней приобщиться. Вряд ли турецкие сериалы станут альтернативой американским или британским. При всем мультикультурализме это все еще разные виды развлечений. Западные для того, чтобы ловить смыслы. Восточные — в основном для отдыха, во время которого можно думать поменьше.