Гостей открытия выставки встречает оригинальный арт-объект во дворе музея на Делегатской. Самодельный умывальник с носиком из гвоздя увенчан тарелкой с солеными огурцами, внутри него — забористый домашний самогон. Зачин — под стать проекту, который проходит в рамках Фестиваля маргинального искусства. В экспозицию вошло три коллекции: это необычная одежда, которую художник Александр Петлюра многие годы выискивал на барахолках, народный реди-мейд из собрания еще одного художника Владимира Архипова и снимки победителей фотоконкурса «Русское маргинальное» с ландшафтным дизайном в жанре «сделай сам». Словом, картина домашнего творчества получилась объемной и разноформатной.
В центре выставки — диковинный гардероб. К пестрой юбке, сшитой из разных галстуков, подобрана прозрачная кофточка в цветочек из колготок. Не всякая модница решится выйти в таком в свет, однако после советских дефицитных времен на что только не шли девушки, чтобы выделиться из серой массы. Например, шили из «цветочных» платков платья — в экспозиции таких целая серия всех расцветок. Глаза разбегаются от буйства красок. Вот желтый пиджак с нашитыми на него розочками. А вот джинсы с леопардовыми заплатками. Рядом мужская косуха с серпом и молотом из заклепок на спине. А еще оригинальный дембельский китель с металлическими погонами. И шляпки, связанные из авосек. Художник Александр Петлюра начал собирать все это еще в советские годы. Он и сам как арт-объект выставки: в майке-алкоголичке, поверх которой накинута рубаха, сшитая из лоскутов — в горошек, цветок, полоску.
Писательница Людмила Петрушевская появляется на открытии в аксессуарах, созданных своими руками. Она опытная рукодельница. «Свои шляпки я всегда делаю сама. Гляньте на мое украшение — тоже сама», — рассказывает она «МК». Шляпка у Петрушевской — черная, с широкими полями и ажурной лентой. В коллекции писательницы таких множество. А тканевая подвеска на липучке украшена маленькими фигурками и увесистой брошью. Петрушевская в своем стиле.
Вокруг необычного гардероба, выполненного безымянными авторами, — бытовые диковинки. Шкатулка «Библия» из фанеры и проволоки. Фигурки зайца и волка из мультфильма «Ну, погоди!», сделанные из металлических крышечек от газировки. Ваза из бутылки из-под шампанского, обклеенная пластиковыми цветочками. Есть и крупные хитро выдуманные плоды инженерного народного гения: кресло-табурет, лопата-костыль, лейка-чемодан, стол-ковер. Эти вещи уже из коллекции Владимира Архипова.
Дальше смотрим фото — с народным творческим креативом окружающей среды. Тут и Змей Горыныч из шин, и танк из «Запорожца», и туалет в вангоговских подсолнухах, дачные скульптуры из кастрюль, зайцы из пеньков, фигурки хористок из консервных банок, клумба из унитаза и инсталляция из старых телефонов на дереве. Есть на выставке и пояснения некоторых авторов ландшафтных объектов, смысл которых вторит строчке из песни Алены Апиной: «Я его слепила из того, что было». То, что нельзя было купить в советское время, делали сами как могли, как умели, как рука легла. Ну и, конечно, чтобы убежать от серости и скуки. Словом, не выставка — триумф левшей родом из СССР. Сегодня все это смотрится как китч, но китч этот искренний и естественный. Как говорится — от души. Русской народной.