Политику Депкульта в уходящем театральном сезоне можно определить тремя словами: слияние, освобождение и назначение. Но если с первой позицией с самого начала что-то пошло не так, то в освобождении прежних худруков и назначении новых все-таки наблюдается разнообразие. Есть неожиданные, как в «Гоголь-центре», где радикальный формат резко поменяли на традиционный, в лице Антона Яковлева. Есть «заслуженные» уходы, как в «Современнике», и обидные, как в ШСП у Райхельгауза. Вариант с «Ленкомом» тоже неожиданный, хотя признаки логики в выборе кандидата просматриваются.
Среди последних раскладов театральных пасьянсов эта карта точно легла на свое место. Франдетти 38 лет. За плечами профессиональное образование, полученное в самых разнообразных учебных заведениях — от Высшей школы хореографии в Ташкенте до Школы-студии МХАТ и ВГИКа. Алексей способен быть кем угодно — радио- и телеведущим, постановщиком оперы и мюзикла, танцовщиком и хореографом, артистом оперетты и оперы: академический оперный тенор поставила ему родная тетя, солистка Большого театра Ирина Долженко.
Алексей ворвался в музыкальный театр, приняв участие в первом конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Всех поразил, всех удивил и не слился в небытие, как многие другие, а стал создавать одно событие за другим. Один из немногих режиссеров в России, кто работает в формате бродвейского театра. Не только потому, что поставил в Москве, Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге ряд американских, бродвейских хитов — «Иосиф и его удивительный плащ снов», «Бернарда Альба», «Рождество О`Генри», «Гордость и предубеждение», «Суинни Тодд», «Эвита», «Кабаре» и пр., — но и потому, что использует бродвейскую постановочную технологию: весь рисунок спектакля готовит до выхода на площадку. Поэтому репетиционный период краток: артисты точно следуют готовому режиссерскому решению. Такой метод обеспечивает невероятную плодовитость: к 38 годам Франдетти — автор порядка 40 спектаклей в разных жанрах музыкального театра, трехкратный лауреат «Золотой маски». Только в этом сезоне Франдетти исхитрился выпустить четыре названия: «Онегин» на Таганке, «Город мечты» в Манеже, «В джазе только девушки» в театре Вахтангова и «Франкенштейн» в Петербургской музкомедии. Адекватная фигура для «Ленкома», в свое время усилиями Марка Захарова создавшего в российском драматическом театре успешную мюзикловую парадигму.
«Ленком» — театр очень музыкальный, и это была принципиальная художественная позиция Марка Захарова. Он первым завел в театре штатный рок-коллектив «Аракс», а рок-опера «Юнона» и «Авось» стала фирменной постановкой театра на десятилетия. «Ленком» всегда привлекал лучшие композиторские силы — Рыбников, Гладков, Глуз… Алексей Франдетти — режиссер музыкального театра, переставил кучу мюзиклов в Москве и в регионах. Так что здесь придется ко двору, хотя мюзикл и драматический театр с музыкальной основой — все-таки разные театры.
Но с чем назначенцу повезло, так это с директором. Марк Варшавер — профессионал высокого класса, который после смерти Захарова сумел удержать театр, без потерь выстоял в период пандемии, сохранив подушку безопасности для всего коллектива, а не только актерского состава. Чтобы выяснить детали появления нового главрежа, звоню в «Ленком» Марку Борисовичу.
— Официальное назначение Франдетти на пост главного режиссера уже произошло?
— Официально решение о назначении принято руководством Департамента культуры, но в должность он сможет вступить только после того, как я заключу с ним договор. Уже изменен Устав театра, и согласно новому уставу единоначалие сохраняется за мной, и уже я принимаю главного режиссера на работу.
— Как расцениваете приход Франдетти в «Ленком»? Вы знакомы с его творчеством?
— Для меня это имя совсем не новое. Я видел его спектакли: «Стиляги» в Театре Наций, «Золотой петушок» в Большом. Мне очень нравится, как он работает. И мы в прошлом сезоне встречались с Алексеем три раза, когда я приглашал его в «Ленком» на постановку. Но альянса тогда не получилось: мы говорили о разных драматургических материалах. Но тогда у него была работа — в общем, не сложилось. Теперь сложится.
— «Ленком» — мощный драматический театр, где музыка имела решающее значение. А Алексей Франдетти — режиссер как раз музыкального театра. Как думаете, у него что-то получится в «Ленкоме»?
— Даже не сомневаюсь. Нам очень нужен музыкальный спектакль. Знаете, я вчера посмотрел «Юнону» и «Авось», которую не видел полтора месяца. Спектакль как премьерный — на одном дыхании. И какого чудесного молодого актера я ввел на роль графа Резанова — зовут его Игорь Коняхин. Так что у Франдетти, я уверен, здесь все получится, он умница. И так думаю не я один. Я вчера собрал наш творческий совет, и все одобрили его кандидатуру.
— Когда вы представите его труппе?
— Теперь уже в новом сезоне. Мы открываем его первого сентября, тогда и представим. Да его и самого сейчас нет в Москве.