Во время спектакля «Я не участвую в войне», посвященного 100-летию поэта Юрия Левитанского, многие актеры – в том числе Александр Филиппенко, Юрий Стоянов и Алексей Агранович – читали отрывки из стихотворений по бумажке. Это было часть задумки Аграновича, который выступил и режиссером постановки.
После финальных титров и продолжительных аплодисментов теперь уже бывший худрук театра Алексей Агранович и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев сказали последние слова зрителям, тоже пользуясь шпаргалками. Их волнение можно понять.
– Подошёл к концу девятый сезон "Гоголь-центра". Сезон этот был непростым. Впрочем, были ли у нас сезоны простые? – сказал Алексей Агранович. – Однако прошедший стал первым полноценным без Кирилла Серебренникова.
Кирилл поставил много замечательных спектаклей на этой сцене, но главным и самым мощным высказыванием стал сам «Гоголь-центр». Тот самый, что стоит сейчас за моей спиной.
Именно человек всегда был предметом внимания и изучения в нашем театре. Уникальность его внутреннего мира, его свобода и ответственность, его право на независимость суждений и потребность в самореализации - вот те темы, которые сделали «Гоголь-центр» одним из самых актуальных и посещаемых театров страны. И он сейчас перед вами, возможно, в последний раз.
Сегодня мы закрываем девятый сезон, сегодня мы закрываем и сам проект «Гоголь-центр». Таковы реалии времени. Но мы говорим вам: "До свидания". Ведь мы все еще живы. Давайте просто запомним этот день.
После бурных аплодисментов к микрофону подошел Алексей Кабешев и продолжил ламповый вечер: «Несколько слов про любовь… Она живет в каждом, кто здесь работал и во многих, кто приходил сюда, чтоб подпитаться настоящим честным современным, простите за пафос, высоким искусством.
Это чувство останется в нас навсегда, потому что «Гоголь-центр» – это, конечно, не только здание, а, в первую очередь, ощущение тех людей, которых мы, простите, «инфицировали» нашим общим стремлением узнать, изучить и понять природу человека и мира вокруг него.
Все наши старания были взаимны и необходимы, и это стало большим чувством, которое у нас уже не отнять и не уволить. Чувством, с которым не могут просто так не продлить контракт.
Любовь, память, эмоции, впечатления, которые здесь родились, нельзя отменить никаким приказом… Пожалуйста, помните: жизнь коротка, а любовь и искусств вечны. "Гоголь-центр" закрыт. Навсегда».
После еще одной порции оваций на связь по видео вышел Кирилл Серебренников, который находится сейчас во Франции – на открытии 76-го Авиньонского фестиваля вместе с частью труппы «Гоголь-центра». За его спиной светился логотип театра.
– Я категорически не согласен со словом «навсегда», – сказал режиссер. – Если у человека забирают прописку, это не значит, что его убивают.
«Гоголь-центр» – это идея свободы. Идея свободы может кончиться только с нами. Закончился этот адрес, появится другой. Мы молодые, а в России жить надо долго…
Его слова прерывались аплодисментами, да и после всех прощальных речей публика долго кричала «спасибо» и не жалела ладоней. Зрители не хотели расходиться. Поэтому Аграновичу пришлось попросить публику покинуть театр. А уже в фойе о том же зрителям вежливо напоминали сотрудники «Гоголь-центра».
До глубокой ночи вокруг театра стояли люди. Около входа выросла груда цветов.
Театр имени Гоголя в здании на улице Казакова останется, но это будет какой-то другой театр. Какой – решит новый худрук, которым накануне назначен Антон Яковлев.