МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Феномен Питера Пауля Рубенса: был не только художником, но и дипломатом

В этот день 415 лет назад родился важнейший фламандский представитель эпохи барокко

415 лет назад, 28 июня 1577 года, в Зигене (Германия) родился один из крупнейших художников эпохи барокко Питер Пауль Рубенс. Он выступил зачинателем барочного стиля в живописи и стал важной личностью в истории европейского искусства: даже спустя столетия к его творчеству обращались Эжен Делакруа, Пьер Ренуар и Винсент Ван Гог.

Портрет Джона Вильерса, герцога Бэкингема. 1625.

    Творчество Рубенса остается обязательным при изучении истории европейского искусства. Художник стоит у начала нового стиля в европейской живописи – барокко. Питеру Рубенсу и другим мастерам эпохи, например Караваджо, удалось привнести в искусство экспрессию, открыть значимость эмоционального напряжения в живописи: вопреки рационализму Реформации, они показывают чистую, неприкрытую человеческую эмоцию. 

Не просто так импрессионисты обращали внимание на картины Рубенса: он делает тени цветными, использует промежуточные оттенки, обращается к контрастам. Именно цвет и его оттенки завораживали импрессионистов, и Рубенс – один из первых художников, распознавших важность цвета в живописи.

В 10 лет Питер Рубенс лишился отца, и вдова осталась одна с дочерью и двумя малолетними сыновьями. В школе Рубенс проявил необыкновенные способности к гуманитарным наукам. Он отлично знал латинский, французский, итальянский, нидерландский и другие языки, имел хорошую память. Уже здесь обнаружилась тяга Рубенса к античности, которую он сохранит на всю жизнь. Обучение закончить не удалось из-за отсутствия денег.

Мать будущего художника смогла пристроить его пажом к графине де Лален, где он продолжил заниматься науками. В богатом доме Рубенс получил превосходные манеры, светские навыки и чувство вкуса, которые не раз помогут ему в жизни. В 14 лет Рубенс заявил матери, что хочет стать художником. Она поддержала сына, и он стал обучаться у фламандских мастеров: у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена, главного художника Фландрии на тот момент. Отто ван Веен стал самым важным учителем Рубенса – горячий поклонник Италии и античности, он привил своему ученику художественный вкус и любовь к античному искусству. В 1600 году художник отправился в традиционную для творцов того времени поездку в Италию – наследницу античности, которую Рубенс воспевал до конца жизни.

Успех в Риме и возвращение на родину

В 1608 году Рубенс получает заказ от ректора ораторианцев в Риме для церкви в Фермо на традиционный сюжет живописи – «Поклонение пастухов». Эта картина приносит первую известность художнику. За восемь лет своего пребывания в Италии Рубенс успел поработать живописцем на службе у герцога Винченцо Гонзага, покровителя искусств, копируя уже написанные картины и рисуя в жанре портрета, в котором ему было просто тесно: влекла монументальность. Тем не менее итальянский период Рубенса чрезвычайно важен для становления зрелого таланта художника – здесь он учится у признанных деятелей Ренессанса – у Тициана, Веронезе, Корреджо, Микеланджело, впитывает античное искусство и делает из него вечный, неподражаемый эталон.

В «Поклонении пастухов» уже видна творческая манера Рубенса – бережное обращение со светотенью, игра контрастов. Заимствуя у итальянского художника Корреджо композицию картины, Питер Рубенс всё же меняет её, приближает пастухов к Христу и нас, то есть зрителей, к героям картины, укорачивая границу переднего плана.

На пике своей популярности, имея новые открывшиеся возможности в Италии, Рубенс получает весть о болезни матери и возвращается на родину в Антверпен. Там он и прожил до конца своей жизни.

"Поклонение пастухов", 1608.

«Конвейер» искусства и богатство

Привилегии, полученные от эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, начало двенадцатилетнего перемирия, остановившее долгую войну между Испанией и Республикой соединённых провинций (Голландией), наконец, женитьба на 18-летней Изабелле Брант убедили художника остаться в Южных Нидерландах.

Всего лишь за пару лет Рубенс становится важнейшим художником во Фландрии, здесь он пишет ряд программных картин: «Поклонение волхвов», «Водружение креста» и «Снятие с креста». Ему посвящают стихи, его боготворят, а начинающие художники массово просятся к Рубенсу в ученики – число доходило до сотни.

Рубенс имел предпринимательскую жилку и знал, как себя обеспечить. Творческое наследие художника – приблизительно 3000 картин, однако большинство из них написаны в соавторстве с учащимися в его мастерской. Фламандский художник сочинял композицию, делал эскизы, а затем отдавал ученикам. Лица и наиболее важные места Рубенс рисовал и дорабатывал сам. Так автору удалось организовать масштабное производство искусства, удовлетворяя невероятный спрос на его кисть. Зачастую таким способом создавались копии уже написанных им картин или однотипные портреты.

Различные привилегии, в том числе государственные гонорары и налоговые послабления, невероятная популярность и огромная работоспособность Рубенса позволили нажить редкое для художников состояние, о чем свидетельствует наследство, которое он оставил своим детям. Раздел имущества после смерти Рубенса занял несколько лет, недвижимость и большая художественная коллекция были оценены в 400 000 флоринов, огромная сумма на тот момент.

Не только художник, но и дипломат

Известный анекдот гласит: «Господин дипломат балуется живописью? Ошибаетесь, это живописец балуется дипломатией». Под конец 1620-х годов Рубенс активно пытается сделать карьеру в дипломатии: во время нового обострения отношений в Европе и готовящейся войны, художник-дипломат выражает неудовольствие агрессивной политикой Испании и пытается добиться мирных переговоров. Его не воспринимали всерьез, однако скоро Рубенсу пришел приказ с мадридского двора – предъявить всю дипломатическую переписку с англичанами. Рубенс согласился и попросил разрешения лично привезти необходимые письма. Официальным поводом стало написание парадного портрета короля. Питер Рубенс, во время пребывания при дворе, занимался преимущественно живописью, и Филипп IV часто посещал обустроенную для художника мастерскую, выражая явный интерес не только к искусству, но и связям и способностям Рубенса.

Филипп IV назначает Рубенса секретарём Тайного совета Нидерландов и отправляет с дипломатической миссией в Лондон, где у художника был высокопоставленный друг и поклонник его творчества – герцог Вильес Джордж Бекингем, первый министр Карла I, английского короля. Ещё до миссии в Англию Рубенс активно снабжал брюссельский двор сведениями из Британии, однако тогда его информации не придавали особого значения.

Главной целью Рубенса было заключение договора между Испанией и Англией, Испанией и Соединенными провинциями. Дипломатическая миссия Рубенса кончилась полным провалом, хотя спустя время Испания и Англия всё же составили договор. По возвращении из Лондона художник лишился большинства учеников. После неудач Рубенс решил оставить свои дипломатические амбиции и посвятить себя искусству.

Написал посмертный портрет 12-летней дочери

Жизнь Рубенса выдалась на редкость для художника счастливой. Богатый, красивый, успешный, удачно женившийся мужчина. Однако в 1623 году происходит тяжелая трагедия – умирает его 12-летняя дочь Клара Серена, а ещё через три года – жена, Изабелла Брант. Обе умерли от разбушевавшейся чумы.  

Рубенс пишет «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» три года, и споры, кто изображен на нем – идут до сих пор. Тем не менее самой вероятной версией остается Клара Серен. Имеются два наброска, считающиеся ранними портретами дочери художника, на основании которых и делают вывод о личности героини картины.

"Портрет камеристки инфанты Изабеллы". 1623—1626 гг.

Этот портрет занимает важное место в творчестве Рубенса – «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» не типичный парадный портрет, а психологический. Рубенс заостряет внимание зрителя на лице девушки, которое как бы светится на черном строгом фоне, на её внутреннем мире. Золотистый акцент волос повторяется на груди, а сережка в виде слезы, возможно, намекает о горе Рубенса.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» представляет собой идеализированное изображение девушки. Для позднего творчества Рубенса характерна гармония, отражение «золотого века», противопоставление его «веку железному», напряженные и экспрессивные сцены отходят на второй план, и «Портрет камеристки…» – важная веха на этом этапе.

Обожал сильные и пышные тела

На картинах Рубенса даже измученный Иисус Христос на картине «Снятие с креста» мускулист и прекрасен. В этом нет ничего особенно Рубенского – это признак барочной эпохи. Точно так же рисовали многие мастера: Якоб Йорданс, Антонис Ван Дейк, ученик Рубенса. Шаги к натурализму только-только сделаны Караваджо, и окончательная победа натурализма произойдет только спустя 200 лет, когда реалистическое направление захватит европейское искусство.

Фрагмент с Иисусом с картины Рубенса «Снятие с креста».

Для женщин Рубенса существует термин – «рубенсовская женщина». Пышные, дородные – таков идеал эпохи барокко. Рубенс будто одержим изображением человеческой плоти: кожа, мышцы, хрящики дают бесконечное сочетание светотени, линий и форм, и движение только обогащает картины.

Рубенсовские женщины отображают изобилие земных благ, гармонию с природой, здоровье и сексуальность. Вторая жена Рубенса, Елена Фоурмен, имевшая такие же формы, стала его вдохновением на годы, и её лицо узнается во многих картинах художника. После смерти мужа Фоурмен хотела избавиться от работ, где она изображена обнаженной, однако многое удалось спасти, включая знаменитую «Шубку», написанную в подарок жене. Предполагается, что изображена богиня Венера, но никто из современников не обманывался – давать обнаженным героиням картин имена античных героев есть дань приличию.

"Шубка", 1638 г.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах