В подмосковном пансионате с типовыми советскими корпусами в течение месяца будут жить и учиться молодые актеры со всей страны, ближнего и изредка дальнего зарубежья. Все они прошли серьезный отбор. Некоторые не с первой попытки попали сюда.
Унылые строения оживляют портреты столпов театрального искусства – два граффити с изображением Станиславского, одно из которых сопровождает надпись: «Верю СТД», изображение Мейерхольда. Отца-основателя летней театральной школы Александра Калягина здесь пока нет, но есть его цитата: «В театре возможно все, кроме пошлости и скуки. Дерзайте».
Многие девочки привезли с собой национальные костюмы и украшения - в основном те, что прибыли из Узбекистана, Якутии, азиатских и восточных стран. Можно было устраивать дефиле.
Студенты приехали из Монголии, Казахстана, Киргизии. Одна из них преподнесла Калягину маленькую тряпичную куколку в национальном костюме, чем очень удивила мастера. Он смотрел на подарок, как дитя, как и на цирковую лошадку, напоминавшую Сивку Бурку и Конька Горбунка одновременно, выступавшую на открытии летней школы.
Каким-то чудом приехали актеры из Ливана и Италии, есть представители Приднестровья и Южной Осетии, двое актеров из Донецка. Россия представлена Магнитогорском, Лесосибирском, Норильском, Воркутой, Лысьвой, Северодвинском, Владикавказом, Краснодаром. В течение месяца все они будут изучать актерское мастерство, репетировать спектакли, которые потом сыграют в Москве и Звенигороде. Среди мастеров – Вениамин Фильштинский, приехавший из Петербурга уже в девятый раз, Николай Коляда из Екатеринбурга, москвичи Денис Азаров и Игорь Яцко, еще несколько прекрасных педагогов.
На стенде расписание по дням. После завтрака – мастерство, а это сценическая речь, ритмика, сценический бой, сценическое движение, танец, вокал. После обеда репетиции. Свободное время только после ужина.
Открывали школу на зеленой поляне представлением антикварного цирка под руководством Елены Польди. Тут-то и выбежала резвая и упрямая помесь Сивки-Бурки и Конька Горбунка. А приехавшие учиться актеры дружно улеглись на траве под звуки арфы, а над ними парил бумажный самолетик.
Билгуун Батсух и Тугулдур Мунхбаяр приехали из Монголии. Оба прекрасно говорят по-русски, живут в Улан-Баторе. А учились когда-то в России. Один в Кемерове на актера драматического театра, другой в Питере на артиста театра кукол. У себя на родине Тугулдур работал в частном театре, потом организовал свою студию. Билгуун преподает в университете актерское мастерство.
Таисия Костюк приехала из Финляндии. Там она там работает в театре, сама инициирует проекты. Актриса Омского ТЮЗА Надежда Костюк (судя по всему, они однофамилицы) привлекала к себе внимание необычными сиреневыми очками в форме облаков, с которых свисали стеклянные капли. Необычный и очень театральный аксессуар Надежда специально купила перед поездкой в Звенигород. Она привыкла полагаться на себя, сама все инициирует в жизни, и заявку в летнюю школу подала самостоятельно.
Якутская актриса Елизавета Далбараева попала в Звенигород не только по личной инициативе, но и при поддержке дирекции своего театра, где она пятый сезон работает после окончания актерского отделения Арктического института культуры и искусства. Мимо нее не пройти – изумительные якутских украшениях из серебра украшали ее голову и платье.
- Желание поучиться в Летней театральной школе у меня было, но только через два года удалось не упустить этот шанс, - рассказала «МК» Елизавета. – В Якутском ТЮЗЕ я играю в основном в детских спектаклях на якутском языке, но это не только произведения якутских авторов, а переводные пьесы и проза русских и зарубежные авторов. Моя первая роль в театре – Глупый мышонок в спектакле по «Сказке о глупом мышонке» Самуила Маршака. Я играю в основном собачек и кошек.
Пока мы разговариваем с Александром Калягиныи и Вениамином Фильштинским, за их спинами шумит молодежь. Все громко смеются, кричат «ура», перекрикивая мастеров.
Когда Калягина спрашивают о том, что меняется со временем в молодых актерах, он кивает в их сторону и говорит, что вот это неизменно - бешеная энергия, драйв, звон бокалов. Школа, по его словам, создана не для того, чтобы поменять актера, а дать ему чуть больше навыков, мастерства, идей по поводу самостоятельной работы с текстом, режиссером, партнерами.
- Все 15 лет мы долбим одно и тоже - мастерство, человечность, патриотизм, если угодно, умение многое преодолевать самому, ведь в провинции не всегда бывают хорошие режиссеры, да простят меня многие из них, - говорит Калягин. - Ничего нового в этом году не будет. Новое будет для них. Наше дело - пригласить классных педагогов по разным дисциплинам, набрать ребят, организовать их быт, потому что месяц они будут жить вместе. Расставание бывает трудным. Многие плачут, но потом приезжают друг к другу, приобретают друзей в профессии.
Набор происходит по простым критериям. Калягин их озвучил. Один из них – студент должен более или менее хорошо знать русский язык, но он может знать его не лучшим образом, и если список сыгранных им ролей произведет впечатление, - возьмут.
- До той ситуации, в которой наша страна оказалась сейчас, было много русских театров, частных русских школ в Копенгагене и других городах. Сейчас все закрылось.
К нам приезжали ребята из Франции, Америки, Германии, а сейчас в основном парни и девушки из СНГ.
Мы на этой территории жили вместе долгое время. Ничто не проходит бесследно. Нам хочется вместе собираться, выпивать, жаловаться друг другу. За четыре недели многому можно научить. Если вы посмотрите на ребят во время кастинга и потом увидите готовые спектакли, то поймете, что ничего не проходит мимо. Изменения могут быть микроскопическими, но могут быть и большое. Я из нашей школы пригласил двоих актеров в свой театр. Они из разных городов. Мне педагог сказал, чтобы я обратил на них внимание.
А ребятам он дал такое напутствие: «Эта школа вас ранит, сильно ранит. Только тогда будет результат. Я уверен, вы подружитесь, влюбитесь друг в друга, сделаете прекрасные спектакли. Единственная просьба - не упустите эти мгновения.
Актер должен быть эгоистом. Он должен хотеть сделать, как можно лучше и интереснее. Эгоизм и ансамбль - две разрывные вещи. С одной стороны, надо эгоистически подходить к роли и тексту, замечаниям, которые делает режиссер или даже твой друг. Можно на это наплевать, а можно прислушаться. В театральной программке ведь не написано, что роль сделана, благодаря подсказке.
С другой стороны, важен ансамбль. Не должно быть концертных номеров. Быть вместе и в тоже время говорить «да пошли вы все» – это магнит актерской профессии. Вам дан месяц, который очень быстро пролетит. Сделайте все, чтобы это не прошло мимо вас».
Прекрасный мастер Вениамин Фильштинский - один из представителей великой режиссерской педагогики, как назвал его Калягин, выпустивший таких учеников, о которых знают в мире, плюсом летней школы считает приезд людей из разных стран и школ, и то, что все тут по-домашнему, уютно, но в тоже время основательно, глубоко по линии театральной учебы.
«Действительно, актеру и режиссеру нужно быть большим эгоистом, любить жизнь, наслаждаться красотой, а потом помогать другим людям, облегчить их боль, победить несовершенство нашего мира. Но об этом мы еще с вами поговорим, в том числе про упражнения, которые этому способствуют. Ребят из национальных школ мы не ограничиваем, не говорим им: «Работайте по-русски». Человек, который нарисован на стене, и которого зовут Станиславский, - мировой театральный лидер. Ребята и за ним сюда приезжают тоже».