МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Раскрыта личность самой загадочной героини сериала "Место встречи изменить нельзя"

Любимая женщина капитана Жеглова

В съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» было задействовано более 50 актеров — ведущих и второго плана, а также около 80 персонажей, которые лишь мелькают в эпизодах. Сегодня — рассказ о некоторых из женщин, оказавшихся в кадре «на секундочку». Среди них есть те, о ком зрители вообще ничего не знают. Корреспондент «МК» провел «опознание» и выяснил имя исполнительницы одной из самых загадочных ролей, при этом остававшейся для нас инкогнито, — любимой женщины Высоцкого — капитана Жеглова.

Подругу Жеглова Любу сыграла Людмила Герасименко. Фото: Кадр из фильма

«Он же не евнух!»

Эта миловидная барышня появляется в эпизоде фильма, посвященном празднику, организованному во Дворце культуры работников милиции. Там есть мизансцена, где Глеб Жеглов спускается по лестнице под руку с некой молодой женщиной в вечернем платье. Герой Высоцкого — начальник отдела по борьбе с бандитизмом — видит своих подчиненных, а среди них Шарапова с богатым «иконостасом» наград на армейском мундире и, несколько рисуясь перед спутницей, говорит ей: «Видишь, Люба, каких орлов воспитываю!».

Все. Больше Люба нигде в фильме не засветилась. Да и в романе братьев Вайнеров, на основе которого был снят сериал, нет упоминаний о наличии дамы сердца у брутального капитана-муровца.

Так откуда же взялась эта женщина в кадрах «Места встречи…»? И кто исполнил на съемочной площадке роль любимой подруги Жеглова?

Ответы корреспонденту «МК» довелось услышать от режиссера знаменитого сериала Станислава Говорухина.

В свое время при подготовке статьи, посвященной юбилею выхода картины на экраны, мы встретились со Станиславом Сергеевичем, и он довольно подробно рассказал о различных «закадровых» ситуациях во время работы над фильмом. Среди других вопросов я задал мэтру и этот — про любимую женщину Глеба Жеглова.

«Идея снабдить Жеглова подругой появилась прямо во время съемок, — пояснил Говорухин. — Рассуждали так: ну не евнух же он, нормальный молодой еще мужик! Вот и решил я включить в фильм такой эпизод на милицейском празднике. Это намек на то, что по крайней мере какая-то одна женщина в жизни Глеба была…»

При анализе других фрагментов сериала напрашивается вывод, что с этой Любой у Глеба отношения во время событий, связанных с охотой на банду «Черная кошка», были сугубо платонические. Иначе как объяснить, что доблестный муровец вынужден жить в спартанских условиях? («Полчаса езды трамваем в общежитие», где «неделю никакой воды нету», и вдобавок «спокойно поспать не дадут, там с утра до ночи гам стоит».) А потом, воспользовавшись приглашением Шарапова, перебирается ночевать в его «барские хоромы» — комнату в коммуналке? Зная напористый характер Глеба Георгиевича, можно с уверенностью сказать: если бы тогда у них с Любой роман зашел уже чуть подальше, наверняка капитан переехал бы к подруге на жительство. Тем паче, что и «быть не евнухом» в такой ситуации куда проще.

Впрочем, это лишь логические рассуждения. А теперь вернемся к реалиям съемок «Места встречи…».

Заканчивая тему любимой женщины героя Высоцкого, Говорухин пояснил: «Роль подруги Глеба Жеглова сыграла ассистент режиссера из нашей съемочной группы».

Станислав Сергеевич не назвал имя этой женщины. Однако он подсказал «пароль» для звонка осведомленным на сей счет сотрудникам Одесской киностудии (именно там снимали фильм). Благодаря их помощи корреспонденту «МК» удалось расшифровать инкогнито. Исполнительницей эпизодической роли симпатичной жегловской Любы оказалась Людмила Герасименко — актриса и ассистент режиссера на Одесской киностудии. В ее фильмографии помимо сериала «Место встречи изменить нельзя» есть участие и еще в трех картинах. В том числе Людмила снялась в эпизодах фильмов «Вторжение» (1980) и «Репортаж» (1995).

Загадочная Лариса Груздева. Фото: Кадр из фильма

Не та блондинка

Еще один интригующий женский персонаж в говорухинском сериале — Лариса Груздева.

Имя этой несчастной, застреленной бандитом Фоксом, герои фильма упоминают по ходу развития детективной истории неоднократно. «Ларочка была очень талантлива. Она мечтала стать актрисой…», «Глеб Егорыч, это же вещи с убийства Груздевой…», «…Я разбирался с письмами, которые у Ларисы Груздевой были, и одно из них вроде любопытное…», «Фокс бросил меня, чтобы заняться Ларочкой…». Судя по всему, молодая женщина была весьма недурна собой, однако о красоте ее зритель может только догадываться. В первой серии нам показывают лишь труп Ларисы, лежащей лицом вниз посреди комнаты в весьма пикантной позе. (Об этом, кстати, написано в романе братьев Вайнеров. Новичок уголовного сыска Шарапов оказался шокирован видом убитой: «Задрался шелковый голубой халатик. И мне было невыносимо стыдно смотреть на эти закоченевшие стройные ноги…»)

Во время интервью с Говорухиным я поинтересовался у него насчет «исполнительницы роли трупа Груздевой». Станислав Сергеевич взглянул с характерным для него «стальным прищуром» на дотошного журналиста и ограничился коротким ответом: «Ну, была какая-то женщина, взяли подходящую по фактуре блондинку, кажется, из массовки…». Потом, правда, добавил: «Там работы было на час. Ведь труп Груздевой мелькает лишь в нескольких кадрах. Хотя мы и сняли ее для предстоящего монтажа с нескольких ракурсов. В том числе и с очень выигрышного: взяли камерой панораму комнаты (эти декорации построили в павильоне киностудии. — А.Д.) сверху, и тело в задравшемся халатике — прямо посередине. С учетом этого в самом начале попросил исполнительницу роли трупа принять определенную позу и запомнить ее для последующих мизансцен…».

Выслушав Говорухина, я позднее попытался продолжить свое журналистское расследование и воспользовался данным Станиславом Сергеевичем «контактом» на Одесской киностудии, чтобы узнать от тамошних ветеранов имя загадочной блондинки. Результаты оказались скромные. После проведенных ими поисков и опросов из Одессы сообщили: «Вроде бы ту, которая исполнила эту специфическую роль в сериале, звали Ольга Громова. А фотографии этой женщины не нашлось…».

Столь скудная информация пролежала в моих журналистских анналах несколько лет. Теперь, приступая к написанию данного материала, решил все-таки попробовать «раскрутить» те давние сведения. Казалось бы, в нынешние интернетные времена, в эпоху всеобъемлющих баз данных…

О-па, сработало! Из недр Всемирной паутины выудил подходящую конкретику. Ольга Георгиевна Громова, актриса, мастер дубляжа и озвучивания. Ее голосом говорят многие герои наших и зарубежных художественных фильмов и мультиков. Непосредственно в съемках картин Громова участвовала всего трижды, но в столь коротком списке сразу несколько составителей справочной информации упомянули роль Ларисы Груздевой из «Места встречи…», отметив при этом: в титрах фамилия актрисы не упомянута. На интернет-страницах даже приведена фотография Ольги Громовой — действительно, эффектная блондинка.

Руки уже чесались поскорее сесть за написание статьи и сообщить читателям «МК»: «Мы узнали в лицо одну из главных героинь знаменитого сериала». Но решил не спешить и попытаться выяснить о работе актрисы в сериале побольше. К сожалению, сама Ольга Георгиевна умерла несколько лет назад, однако смог дозвониться до ее дочери Анастасии.

В ответ на мой главный вопрос: «Ваша мама рассказывала что-нибудь о своих съемках в «Месте встречи…»?» — она огорошила: «Мама не снималась в этом сериале». «Но как же сведения, размещенные в Интернете? Там же и ее фото есть!» — «Пришлите мне его, пожалуйста!»

Отправил фото и услышал резюме: «Это не моя мама. Это другая женщина, возможно, с теми же именем и фамилией».

Как известно, отрицательный результат тоже результат. В итоге история с идентификацией исполнительницы роли убитой Ларисы Груздевой остается пока незавершенной. Зато удалось выявить недостоверную информацию, размещенную на некоторых электронных справочных ресурсах. Пока нам известно лишь имя этой женщины. Но, может быть, когда-нибудь получится найти данные о ней.

Лариса Гузеева со своим партнером по фокстроту Андреем Градовым. Фото: Кадр из фильма

Ради знакомства с Высоцким

А вот о другой Ларисе, имеющей отношение к съемкам сериала, — уже не киношной, а настоящей — сведения вполне достоверные. Речь идет об актрисе Ларисе Гузеевой. Ныне известная всем заслуженная артистка РФ более 40 лет назад дебютировала в кино, снявшись в массовочной роли у Говорухина.

Как рассказывала в интервью сама Лариса Андреевна, в 19-летнем возрасте, будучи студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она осенью 1978 года приехала в Москву и здесь от знакомых случайно узнала, что в ресторане «Центральный» в ближайшие пару ночей будут снимать эпизоды для новой картины Станислава Говорухина, что одну из главных ролей в ней играет Владимир Высоцкий, и он тоже должен участвовать в этих ресторанных сценах.

Познакомиться с известным на всю страну актером-бардом Лариса мечтала давно. А потому приняла решение воспользоваться ситуацией и встретиться с Высоцким на съемочной площадке. Для осуществления такого плана будущей актрисе пришлось проявить настойчивость. Она прошла кастинг и оказалась среди массовки, отобранной для съемок в ресторане «Центральный», который в фильме фигурирует под названием «Астория».

Симпатичная девушка привлекла внимание помощника режиссера. В результате Гузееву выделили из массы других «посетителей ресторана» и доверили ей «маленькое, но ответственное поручение». Гримеры сделали Ларисе прическу, соответствующую моде середины 1940-х годов, ее нарядили в подходящее к тем временам для похода в ресторан платье. А дальше… Гузеева стала спутницей одного из подчиненных капитана Жеглова, молоденького муровца Коли Тараскина (эту роль исполнил актер Андрей Градов). В фильм вошли кадры, где Лариса и Андрей танцуют фокстрот в зале ресторана возле самого оркестра. Причем сняты они крупным планом — так распорядился сам Говорухин, которому понравилась эта красивая пара.

Главная цель, ради которой Гузеева затеяла всю эту «спецоперацию», в итоге была достигнута — во время съемок в «Центральном» состоялась ее встреча с Высоцким. Однако знакомство получилось мимолетным. Как вспоминала позднее Лариса Андреевна, один из ассистентов режиссера представил ее Владимиру Семеновичу в группе из более чем десятка человек массовки — тех, кого отобрали для заметного, крупным планом, появления в ресторанных кадрах. Скорее всего, известный артист даже и не запомнил эту свою поклонницу.

Между тем для самой Гузеевой первая ее проба в кино стала важным событием. Годы спустя актриса призналась, что тогда, осенью 1978-го, взяв после окончания съемочного дня (вернее, съемочной ночи) вместе с другими участниками массовых сцен у администратора талончик на получение причитающейся ей суммы (обычной массовке платили по 3 рубля), решила не обменивать эту бумажку на деньги, а сохранила ее на память.

Станиславу Говорухину факт участия Гузеевой в его сериале долго оставался неизвестен. Лишь значительно позднее, уже после того, как Лариса Андреевна получила большую популярность, исполнив главную роль в рязановском «Жестоком романсе», во время одной из встреч с актрисой режиссер услышал от нее, что своим дебютом в кино она считает участие в съемках «Места встречи…». После этого Говорухин даже специально посмотрел еще раз эпизоды из своего фильма, снятые в «Центральном», и убедился, что молоденькая партнерша Коли Тараскина это действительно Лариса Гузеева.

Официантка-миллионерша

А теперь о некоторых женских персонажах, которые появляются в кадрах сериала чуть более основательно и даже произносят реплики.

Наталия Петрова в роли официантки Марианны. Фото: Кадр из фильма

В уже упомянутых ресторанных эпизодах снята еще одна «мимолетная» героиня, наверняка запомнившаяся многим зрителям, особенно мужской их части. Имеется в виду «официантка с тележкой» Марианна. На протяжении нескольких секунд длится сцена с ее участием — из числа самых напряженных в фильме. Сначала неудачный разговор с посетителем — Шараповым, которого не удалось уговорить на покупку угощений. Вслед за тем заподозривший в «Астории» засаду Фокс силой тянет поздоровавшуюся с ним официантку танцевать и, сделав несколько па, подхватывает ее, вышибает, как тараном, телом несчастной женщины окно и выпрыгивает на улицу.

Конечно, в реальных условиях на съемочной площадке здоровьем исполнительницы роли Марианны никто не собирался рисковать. Об использованных в данном случае кинематографических хитростях рассказал в свое время корреспонденту «МК» каскадер Владимир Жариков, участвовавший в работе над фильмом.

«Снимали эпизод с перебивкой: Фокс с партнершей-официанткой приближается к окну, приподнимает ее — стоп камера! А затем уже идут съемки со стороны улицы, и в роли этой официантки выступаю я, одетый в женское платье, в парик. Подскакиваю к окну, вышибаю его (стекло предварительно надрезали в нескольких местах, чтобы легче рассыпалось), вываливаюсь на улицу и падаю. Вслед за мной, вплотную через образовавшуюся дыру выпрыгивает артист Александр Белявский — Фокс — и убегает по улице к стоящему вдалеке «Студебеккеру».

Роль пострадавшей от рук жестокого бандита официантки сыграла Наталия Петрова. Не будучи профессиональной актрисой, она, однако, за 7 лет до участия в «Месте встречи...» уже снялась в кино, да еще в главной роли!

Девушка с эффектной внешностью после окончания иняза работала моделью в объединении «Союзпушнина» — выступала на подиуме, рекламируя отечественные шубы. Однажды на улице ее остановила помощник известного режиссера Александра Птушко и пригласила прийти на пробы актеров для съемок в его очередной киносказке. В итоге красавицу Наталию утвердили на главную роль в фильме «Руслан и Людмила». Благодаря такому дебюту Петрова получила известность среди зрителей, но потом на несколько лет исчезла с экранов.

За это время в ее личной жизни произошли важные и столь же удивительные события. На одной из встреч в компании друзей Наталия познакомилась с богатым иранцем, учившимся в СССР, — Бабеком Серушем. Между ними возникли серьезные отношения, и вскоре Петрова стала женой иранского миллионера.

Пара подолгу жила в Москве. Общительный, разносторонне образованный, щедрый Бабек был в дружеских отношениях со многими звездами советского кино и эстрады. Среди его друзей оказался и Владимир Высоцкий. Он часто гостил в московской квартире иранца, а также на его даче, где Серуш, высоко ценивший песенное творчество артиста, специально оборудовал для него звукозаписывающую студию. Владимир Семенович даже посвятил щедрому товарищу одно из своих стихотворений.

Конечно, Высоцкий хорошо знал и русскую супругу иранца, знал, что она уже имела опыт съемок в кино. Поэтому, когда во время работы над сериалом «Место встречи…» произошла непредвиденная накладка — заболела одна из актрис второго плана, — Владимир Семенович предложил Наталии заменить ее в роли официантки Марианны.

После знаменитого сериала Говорухина Петрова в кино снялась еще лишь единожды. Когда в 1992 году скоропостижно скончался ее супруг Бабек Серуш, Наталия Григорьевна унаследовала его состояние и занялась бизнесом. По имеющейся в открытых источниках информации, она стала владелицей нескольких ювелирных салонов.

Юнона Карева получила от бывшего мужа-режиссера роль Галины Желтовской. Фото: Кадр из фильма

Первая красавица Казани

На одну из второстепенных ролей в сериале Станислав Говорухин пригласил свою бывшую супругу Юнону Кареву. Она сыграла Галину Желтовскую, гражданскую жену Ивана Груздева, которого Жеглов подозревал в убийстве.

Фильмография Юноны Ильиничны невелика. Помимо «Места встречи…» она участвовала в съемках всего четырех фильмов. Зато ее театральная карьера удалась. На протяжении многих лет Карева была ведущей актрисой Казанского драмтеатра им. Качалова, получила звание заслуженной артистки Республики Татарстан.

Именно в Казани они в конце 1950-х познакомились с Говорухиным, который после окончания университета работал здесь в геологоразведочном управлении, а позднее перешел редактором на местную студию телевидения. Станислав Сергеевич сразу обратил внимание на молодую женщину, которую даже называли первой красавицей татарской столицы. В 1961-м они поженились, вскоре родился сын Сергей.

Но брак оказался недолгим. Говорухин, увлекшись режиссурой, уехал в Москву учиться во ВГИКе. Юнона Ильинична осталась в Казани, позднее вновь вышла замуж. Однако изменившиеся жизненные обстоятельства не помешали этим двум людям сохранить приязненные отношения. Так что нет ничего удивительного, что, подбирая актеров для ролей в новом сериале, Станислав Сергеевич предложил бывшей жене поучаствовать в съемках.

Эпизоды, в которых появляется Желтовская, совсем небольшие. Эту женщину привозят в МУР для проведения процедуры опознания только что пойманного Фокса. А потом она приходит в кабинет Жеглова, чтобы узнать о дальнейшей судьбе своего гражданского мужа, и присутствует при его освобождении. (Героиню Каревой озвучивала другая актриса — Антонина Кончакова.)

Интересно, что все фрагменты фильма с участием Юноны Каревой снимал как режиссер Владимир Высоцкий. Такую возможность попробовать свои силы в новом качестве предоставил актеру Говорухин. Станислав Сергеевич пояснил корреспонденту «МК»:

«Высоцкий в то время уже собирался попробовать себя в режиссуре. Я видел, что ему это вполне по силам, и сам предложил: «Если хочешь, можешь снять несколько эпизодов для «Места встречи...». Высоцкий поначалу сомневался: «Ведь ты, Слава, все равно будешь вмешиваться, поправлять...». Тогда я пообещал, что даже не зайду в павильон, пока он работает. Мы договорились на четыре съемочных дня, но Володя уложился в три…

Сложных, ключевых эпизодов я снимать ему, конечно, не доверил — так, несколько проходных сцен в павильонных декорациях. Например, опознание Фокса, его допрос, освобождение Груздева... Высоцкий снимал быстро, выстраивал сцены немного по-театральному. Потом мы с ним просматривали эти материалы, обсуждали его работу… Конечно, его режиссерский дебют получился еще не слишком удачным, но я переделывать ничего не стал — эти куски растворились среди других эпизодов».

И еще одна примечательная ситуация, связавшая Кареву, Говорухина и «Место встречи…». Судя по воспоминаниям, во время дебютного показа своего нового фильма на телеэкране Станислав Сергеевич находился в Казани, гостя в семье Юноны Ильиничны.

Он рассказывал во время интервью:

«…Так получилось, что, когда сериал вышел на телеэкраны, я не смог посмотреть первые четыре серии: сначала летел из Одессы в Москву, потом добирался поездом в Казань... Приехал туда как раз к пятой серии. Вот, думаю, сейчас хоть ее посмотрю вместе с друзьями! Однако из-за усталости от всех этих перелетов-переездов ненароком заснул. Просыпаюсь от каких-то громких выстрелов за окнами квартиры. Встал, осмотрелся: в гостиной мои друзья и гости по телевизору заключительную серию «Места встречи...» смотрят, не шелохнутся от напряжения. Спрашиваю у них: «Почему стреляют?» «Праздничный салют», — говорят и снова уткнулись в экран телевизора. Я подошел к окну — оно выходило на площадь — и вижу картину: небо усыпано разноцветными огнями, а на площади ни единого человека, только дежурный милиционер ходит... Оказывается, в тот день в Казани родился миллионный житель, и по такому поводу местные власти устроили народное гулянье с фейерверком. Но пятая серия «Места встречи...», транслируемая по телевизору, сорвала эти праздничные мероприятия в столице Татарстана. Я тогда подумал: вот высшее, истинное признание достоинств нашего фильма — весь народ сидит дома у экранов!».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах