В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том, что ММКФ пока лишен класса «А», приостановлена его аккредитация, наряду с другими российскими и белорусскими фестивалями, в Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров (FIAPF).
Михалков всегда «против». Он придумал когда-то премию «Золотой орел» в пику «Нике», и это не пошло на благо киносообществу, напротив, способствовало размежеванию, а не созиданию. Теперь он игнорирует существование международной премии своего соавтора Рустама Ибрагимбекова, с которым его связывала совместная работа на картинах «Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», многолетняя дружба до определенной поры.
Несколько лет назад Конфедерация Союзов кинематографистов во главе с кинодраматургом и режиссером Рустамом Ибрагимбековым учредила премию «Восток-Запад. Золотая арка». Она охватывает более чем 30 стран Восточной Европы и Западной Азии, страны бывшего СССР. В программе премии записано: «Нас интересует та территория, которая исторически и географически была и остается пограничной между Европой и Азией. Именно на ней сформировался многонациональный кинематограф СССР, а также полное своеобразия кино Восточной Европы и Западной».
Рустам Ибрагимбеков говорил, что фильмы, выдвигаемые на эту премию, производятся в уникальной зоне, на стыке Европы и Азии, которые сегодня вовлечены в конфликт, способный уничтожить ими же созданную мировую цивилизацию. Кинематографии, расположенные на пограничной территории, где Восток и Запад органично сплелись в единое целое, посылают предупреждение миру о страшной опасности, нависшей над ним.
При жизни Ибрагимбекова кинопремию успели вручить только трижды. Среди ее недавних лауреатов – и брат Михалкова Андрей Кончаловский, удостоенный награды за режиссуру «Дорогих товарищей».
Ибрагимбеков создавал нечто вроде аналога «Золотого глобуса». Лучшие фильмы выбирали киноведы из 14 стран, представляющие государства, которые не имеют отношения к производству заявленных в конкурсе фильмов. «Сходство нашей премии с «Золотым глобусом» в том, что фильмы оценивают журналисты, пишущие о кино, - говорил «МК» Ибрагимбеков. - Однако принципы у премий разные. Если на «Золотом глобусе» экспертами являются представители иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, которые рассматривают главным образом американское кино, и только в одной номинации участвуют фильмы, снятые на иностранном языке, то у нас это кино, созданное на стыке культур».
Кто такой евразиец? Об этом Рустам мог говорить бесконечно. Согласно его теории, евразиец - самый совершенный тип человека, а «глубокий Восток и глубокий Запад отличаются тем, что в основном знают только себя, и лишь догадываются о жизни других, а евразиец знает и Восток, и Запад в смысле быта, традиций, культуры».
В ноябре уже в пятнадцатый раз в Брисбене на Золотом побережье Австралии вручат премию Asia Pacific Screen Awards (APSA), которую называют азиатским «Оскаром». В ее состав входят 1000 человек, включая тех, на кого теперь рассчитывает Никита Михалков, тех кинематографистов, которые живут в Казахстане, Киргизии и других постсоветских государствах.
Эта академия присуждает награды за достижения в области кино Азиатско-Тихоокеанского региона, объединяющего 70 стран. Среди них - Австралия, Индия, Камбоджа, Новая Зеландия, Индонезия, Япония, Израиль, Иран, Корея, Китай, Шри-Ланка, Таиланд, Турция, Россия. Ежегодно эксперты премии смотрят российские картины и фильмы, снятые на постсоветском пространстве, а жюри их награждает.
В 2021 году отметили за лучшую мужскую роль грузинского и советского актера Мераба Нинидзе, живущего в Австрии, за фильм «Дело» Алексея Германа-младшего. «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского признан лучшим анимационным фильмом. Отмечен и российский продюсер Сергей Сельянов за выдающийся вклад в азиатско-тихоокеанский кинематограф.
Среди лауреатов прежних лет - Андрей Звягинцев, трижды премированный за фильмы «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», Алексей Герман-младший - «Под электрическими облаками», Георгий Данелия и Татьяна Ильина - «Ку! Кин-дза-дза», Сергей Дворцевой – «Тюльпан», операторы Петр Духовской и Тимофей Лобов - «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, актриса Надежда Маркина - «Елена» и актер Александр Яценко - «Аритмия».
У нас, к сожалению, мало знают об этой прекрасной премии, как и о существовании Европейской киноакадемии и ее призах. Все внимание сосредоточено исключительно на американском «Оскаре», который теперь громче всех критикуют братья Михалковы.
Мы поговорили с классиком отечественного кино кинодраматургом Павлом Финном, написавшим сценарии к фильмам «Всадник без головы», «Объяснение в любви», «Вооружен и очень опасен», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Леди Макбет Мценского уезда», «Подарок Сталину», о начинании Никиты Михалкова.
- Как вы думаете, есть смысл в новой премии?
- Вы помните, как Никита Михалков и Андрон Кончаловский хотели организовать новую сеть фастфуда? Это такая же история. Никите Сергеевичу важно быть на виду. А в последнее время мы о нем почти не слышали.
Его новая инициатива – некий мост в отношениях с властью. Это тоже важное обстоятельство. Все рассчитано на то, что о его начинании доложат Путину и он его одобрит. Тогда есть надежда на финансирование. ММКФ выскочил из класса «А», поэтому Михалкову нужен бюджет. Это его волнует всегда, и бороться с ним невозможно.
- Михалков все множит и множит премии. Он долго боролся с премией кинокритиков «Белый слон», придумал в противовес региональную премию, которая так и осталась в безвестности. Потом решил вручать отдельную от большинства членов Гильдии киноведов и кинокритиков премию от их же имени. Что получилось – это слезы. И вот очередная инициатива.
- Я думаю, что из этого ничего не выйдет. Это пробный шар Михалкова. Не думаю, что сейчас на это кто-то пойдет. То, что это никому не нужно, - понятно. Тут даже нечего обсуждать. Но вот как быть с «Золотой аркой» после ухода Рустама Ибрагимбекова? В память о нем ее надо сохранять. Дочь Рустама – Фатима Ибрагимбекова - очень многое сделала в плане ее организации, была движущей силой, но многое упирается в средства. Где их брать? У Рустама была влиятельная поддержка.
- Не сомневаюсь, что Михалков найдет средства и изготовит «бриллиантовые бабочки». Но дело не только в них.
- В деньгах тоже. Когда премию проводил Рустам, а я многое знаю, поскольку входил в совет премии, и мы все это обсуждали, то надо было оплачивать дорогу в Москву и обратно кинематографистам разных стран, поддерживать работу иностранных экспертов. Да и аренда помещения для проведения церемонии стоит денег. Будет ли решена эта проблема, сказать сложно.