Не на сцене, а где-то на ярусе находились ведущие Мириам Сехон и Сергей Епишев, а также члены жюри. Лауреаты подключались к эфиру из разных городов страны. У кого-то было уже поздний вечер, когда в Москве днем началось награждение. После визга и крика, напомнившего о картине Мунка, а этим отличился Санкт-Петербург, так что стало неловко, облагородил происходящее Евгений Цыганов. Свою первую театральную премию за лучшую мужскую роль в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова он посвятил маме, которой достижения сына гораздо важнее, чем ему самому. Еще мальчиком родители отвели Женю в Театр на Таганке, и дух свободы легендарного коллектива Юрия Любимова остался в памяти на годы. «Понятие гражданин — не менее важно, чем мастерство», — сказал Цыганов. Он вспомнил Петра Фоменко, к которому 25 лет назад поступил на курс, поблагодарил Дмитрия Крымова, находящегося в Нью-Йорке.
Крымов только что поставил там «Вишневый сад» и должен был вернуться в Москву, но все так резко изменилось в жизни. Дмитрий Певцов, кратко работавший когда-то с его великим отцом Анатолием Эфросом, теперь начал борьбу со спектаклем его сына по «Борису Годунову». Евгений Цыганов, в свою очередь, сказал: «Русский театр жив, несмотря ни на что, несмотря на трудную историю нашей страны, в которой были войны и репрессии. Мы делаем важное дело». Он пожелал мира нашему «маленькому шарику, на котором мы живем и который содрогается от конфликтов». Дмитрия Крымова отметили за лучшую режиссуру, и, поскольку он не участвовал в онлайн-трансляции, Евгений Цыганов выполнил его поручение: «Тут такое дело… Дмитрий Анатольевич не смог приехать в Россию по известным причинам. Он просил передать свою «Маску» Дмитрию Муратову. Вдруг кто-то захочет ему в лицо что-то вылить. Маска прикроет».
Эмоционально выступила молодая актриса красноярского ТЮЗа Марина Бабошина, трогательно сыгравшая несчастливую Долли в «Анне Карениной» и награжденная за лучшую роль второго плана. За считаные минуты она сказала важные слова, поделилась мыслями Льва Толстого о свете и тени, о том, что зло невозможно уничтожить. Марина вспомнила историю о том, как гуляла по Екатеринбургу с семьей и незнакомый молодой человек ударил девушку кулаком в лицо. «Я испугалась не за себя и свою семью, а оттого что столкнулась со злом. Не надо отворачиваться, когда ты его видишь. Не будем бояться», — сказала она.
Главные награды отправятся в Санкт-Петербург. Лучший драматический спектакль малой формы — «Товарищ Кисляков» в Александринке, вернувший незаслуженно забытого писателя Пантелеймона Романова. Лучший спектакль большой формы — «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» в БДТ в постановке Андрея Могучего — сложный и долгий, как он заметил, стоивший много пота и песка. «Он соотносит нас с тем временем, когда трудно было говорить правду», — сказал Могучий. Впервые в работе он встретился с уникальным артистом Сергеем Дрезденом, который «пожертвовал важной частью своей жизни для этого спектакля». Взяв слово, Сергей Дрейден признался: «То, что сейчас происходит вокруг нас, я без этой работы бы не вынес. Я бы сдвинулся либо стал каким-то хламьем». Мария Лукка, удостоенная в тандеме с Александром Моховым награды за лучшую работу художника в драме — Циолковского в Ярославском театре им. Волкова — сдержанно сказала: «Мы счастливы, наверное. Если сейчас можем быть счастливы».
Жюри во главе с режиссером Адольфом Шапиро, оценивавшее драматические и кукольные спектакли, присудило спецпризы. Вручая их, Шапиро сказал: «Художественность становится мерилом общественной значимости, поэтому мы за художественность». Один спецприз получил Театр Наций за «Горбачева». В его пользу отдано 12 голосов из 13 возможных. Евгений Миронов в этот момент уже отмечал награду за «Ходжу Насреддина», чуть раньше победившего в категории «Куклы» как лучший спектакль. Во время своего первого выхода в эфир он от лица Театра Наций попросил прощения за то, что вступил не на свою территорию: «Я теперь артист театра кукол. Нашим идеологом был Тимур Бекмамбетов. Путь важнее цели, как говорил Насреддин». Миронов «за кадром» озвучил главного героя. Появившись в эфире во второй раз, он спросил: «За что дают-то — не пойму? Снова надо отмечать?» Узнав, что награда за «Горбачева», судьба которого висит на волоске из-за отъезда Чулпан Хаматовой в Латвию, Миронов предложил выпить за дуэт, который здесь так важен, и сказал: «Мы с Чулпан посвятим награду Раисе Максимовне и Михаилу Сергеевичу Горбачевым». Второй спецприз отправится в Петербург к авторам проекта «Сектор Газа» под руководством Анатолия Праудина. Его команда побывала не только на вынесенной в название территории, но и на Донбассе, чтобы осуществить свой трехчастный замысел.
Первая часть награждения, связанная в основном с музыкальным театром, была более безоблачной. Самым необычным стало появление одного из «вручантов». «Меня зовут Володя. Я очень люблю танцевать», — сказал Владимир Варнава почти как Юра-музыкант. А самая первая «Золотая маска» нынешней церемонии досталась Анастасии Стоцкой за лучшую женскую роль в мюзикле «Шахматы». Евгений Елпашев получил аналогичную награду в мужской номинации за «Одолжите тенора» в Театре музкомедии в Екатеринбурге. «Антигона» пермского «Театра-Театра», ставшая лучшим спектаклем в категории «оперетта/мюзикл», принесла «Золотую маску» режиссеру Роману Феодори и композитору Ольге Шайдуллиной.
В современном танце/балете за лучшую женскую роль отмечена Оксана Кардаш в «Аutodanceе» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, за лучшую мужскую роль — Владислав Лантратов в «Чайке» в Большом, признанной лучшей балетной постановкой. Оперный сегмент, как было сказано, оказался представлен получившей «Золотую маску» за лучшую женскую роль Екатериной Воронцовой в «Ариоданте» в Большом. «Богатыри» красноярского Театра оперы и балета им. Хворостовского принесли награду тенору Михаилу Пирогову. Премию в оперной режиссуре, как было объявлено на церемонии, решили не присуждать, хотя среди номинантов были немецкий режиссер Клаус Гут, Константин Богомолов, Михаил Бычков, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, всего 10 претендентов. И только после ее окончания последовали официальные разъяснения. Награду жюри музыкального театра присудило Клаусу Гуту, поставившему «Саломею» в Большом, но он, не зная решения жюри, прислал письмо, что в случае присуждения премии отказывается от нее. А жюри в момент принятия решения ничего об этом не было известно. Но это не помешало признать лучшим оперным спектаклем именно «Саломею».