Перед началом шоу в гримерке музыкантов довольно многолюдно. «Чайфы» явно не хотят прятаться за закрытыми дверьми и с удовольствием жмут руки разным гостям. За обширную концертную практику Владимир Шахрин и Ко получали массу комплиментов за свои живые выступления, но сейчас теплые отзывы греют по-особенному. «Люди постоянно благодарят за то, что мы не отменяем концерты, — говорит Владимир Шахрин. — И их можно понять: если после всех ковидных отмен еще и прекратить выступать на фоне новостей, то можно ставить крест и на индустрии, и привычке людей ходить на музыку».
Тур, посвященный 35-летию группы, был спланирован в 2019 году, стартовал в 2020-м, и с тех пор музыканты пытаются отыграть шоу, которые им пришлось перенести из-за локдауна. «Некоторые концерты мы переносили по пять раз, — замечает арт-продюсер группы Дмитрий Гройсман, который для «Чайфа» практически член семьи, потому как работает с группой с начала девяностых. — Сначала закрыли всё, потом разрешили играть в небольших залах, но наша постановка туда просто не влезает. В итоге тур не может завершиться уже два года, но рано или поздно мы отыграем все, что было запланировано».
Шоу начинается с короткой видеоинтродукции, которая переходит в первый номер программы, песню «Рок — Мой Выбор» с альбома «Кино, Вино И Домино» 2013 года. «Мне наплевать на этот мир, я сам в субботу чуть не сдох, Но рок — мой выбор, этот выбор неплох», — бодро выводит Шахрин, продолжая традиции больших рок-хитов вроде «Все Это Рок-н-ролл» Кинчева, «Мама, Это Рок-н-ролл» Шевчука, «Делай Свое Дело» Романова. Подходящая песня для старта шоу и отличный номер для отражения того, чем сегодня является «Чайф». Нет никаких сомнений в том, что возраст артистов идет и им, и группе на пользу. Именно сейчас они убедительны и сильны, но были времена, когда все обстояло по-другому.
Во второй половине девяностых, когда многие бились в болезненной одержимости по поводу электронной музыки, «чайфам» в интервью постоянно задавали вопросы в духе «где же ваши ремиксы». В начале нулевых в рок-музыке случилась перезагрузка, но от гитарных групп все равно ожидали некоторой модернизации, на что «Чайф», как и на ремиксы, идти явно не хотели. Впрочем, как только они выходили на сцену и Шахрин говорил: «Добрый вечер, родные!», об их ретро-флере сразу забывали, потому как «чайфовскому» концерту очень трудно сопротивляться. Не с первой песни, так с третьей.
Было бы не совсем правильно называть участников этой группы какими-то железобетонными ретроградами. Они тоже искали разный звук при помощи фолк-коллективов и симфонических оркестров, но итогом почти двух десятков альбомов случилось четкое понимание того, что сильная сторона «Чайфа» — это прежде всего песни, которые могут быть и блюзом, и инди-фолком, и бард-роком. Песни, как будто написанные вашим соседом, и оттого каждое слово в них вам хорошо понятно, потому что вы со своим соседом видите вокруг примерно одно и то же и относитесь ко многим вещам одинаково.
Из таких песен, наверное, и должен состоять концерт в честь круглой даты, хотя в данном случае есть некоторые тонкости. Шоу «Война, Мир и …» не просто сборник лучшего, а своего рода спектакль. Предполагаемый лирический герой действа поначалу находится в конфронтации с окружающим миром, но по мере осмысления ситуации строит мосты и находит согласие, главным образом, с самим собой. Два года назад подобный концепт воспринимался исключительно как творческое откровение. Сегодня все это можно принять за саундтрек к новостям и дрязгам в социальных сетях.
Сет-лист для концерта, который задуман еще и как способ оглянуться на минувшие десятилетия, может стать весьма непростой задачей. «Чайфы» не скрывали, что хотели сыграть песни почти с каждого альбома группы, при этом не забыть то, без чего их выступление просто нельзя представить, а по возможности вспомнить и раритеты. Среди последних была песня «Кот» — энергичный привет из восьмидесятых, и «Псы С Городских Окраин» — настоящий рок-боевик из ранних девяностых.
В ходе концерта между «войной» и «миром» нет какого-то особенного перехода, но контраст тем не менее ощущается. Более мрачный и по звуку, и по видеоарту первый блок шоу заканчивается песней «С Войны», в финале которой в зал «стреляют» десятки прожекторов. Потом звучит духоподъемная «Силы Небесные», представляя которую, Шахрин говорит, что это песня о любви к родине. «Силы небесные, так пожалейте же бедную нашу страну. Пусть виноватую, пусть миром клятую, Но все же такую одну». Песня была написана в середине девяностых под впечатлением от того, как перестроечный романтизм разрушился о первую чеченскую войну. «Силы Небесные» на концертах обычно звучит в тишине, и можно предположить, что публика с годами не перестает удивляться актуальности каждой строчки.
По мере того как группа играет более легкие хиты, настроение в зале становится игриво-танцевальным. Можно долго спорить о том, какой «Чайф» интереснее: тот, что исполняет «Псов» и «Оставь Нам Нашу Любовь», или тот, что играет «Ой-Йо» или «Аргентина-Ямайка 5:0». У каждого, кто в этот вечер находился в зале, наверное, есть свой любимый «Чайф», но если рассматривать «Войну, Мир и …» как рок-шоу, то, конечно, та часть, где мрак, драма и зловещий красный цвет, выглядит и звучит гораздо круче.
В сет-лист шоу прокрались и две относительно новые песни из альбома «Слова На Бумаге» (2019). «Все Девушки Бонда» и «Что Мы Делали В Прошедшем году», наверное, можно назвать попыткой высказаться о современном социально-сетевом образе жизни. В постановке это было, кстати, неплохо обыграно. Во время исполнения «Что Мы Делали В Прошедшем году» к основному экрану добавляются еще два в виде гигантских мобильных телефонов, на которых мелькают новостные ленты с набором бессмысленных картинок и строчки из таких же бессмысленных чатов. В контексте того, что социальных сетей нам на днях поубавили, выглядело это как своего рода ностальгия.
Перед бисовкой должна была прозвучать «Оранжевое Настроение», которая всегда сопровождается уже ставшими ритуальными телодвижениями. Но не в этот раз. «Настроение у нас совсем не оранжевое», — сказал Владимир Шахрин и вместо народного шлягера прозвучала одновременно печальная и оптимистичная «Немного Теплей».
Раскланиваясь после финальной «Поплачь О Нем», участники всенародно любимой группы оставили немного навязчивое ощущение того, что их очень крутое мультимедийное шоу пришло будто из той совсем недавней эпохи, когда можно было строить всякие амбициозные планы. Но даже в ситуации полного непонимания, какой будет наша музыкальная индустрия хотя бы через несколько месяцев, трудно не заметить завидную форму, в которой екатеринбургский рок-квартет подошел к нашему очередному кризису. Даже без огромных экранов у Шахрина со товарищи есть шанс еще долго оставаться теми самыми рокерами, которые пишут стадионные гимны, хороши в сторителинге и небезнадежны в танцах. В разумных пределах, конечно же.