Но вот только у российской попсы (и рэперов заодно) есть одна черта, которая лично у меня постоянно вызывает лютый фейспалм: это карго-культ. В самой что ни на есть запущенной форме. Чуть ли не каждый третий молодой исполнитель (который наскребет на первую студийную запись, экономя на школьных завтраках) непременно считает своим долгом записать песню про… ЧТО? Правильно! Про богатую, красивую и очень дорогую жизнь (которая вам, нищие слушатели, недоступна!). Беда в том, что фантазия у этих авторов весьма скудная и ограничивается буквально несколькими признаками этой самой красивой и успешной жизни, а именно…
В тексты песен обязательно надо ввернуть названия люксовых брендов одежды, «Гуччи — круче» — отличная же рифма, и так далее. Причем упоминать их надо непременно легко и непринужденно — артист же ежедневно в ЦУМе шопится, а не то что вы — на рынке «Садовод»! Ни в коем случае нельзя употреблять слово «телефон», только «айфон» — иначе пацаны решат, что ты не достиг успеха! И так далее...
Самый же основной объект карго-культа — автомобили. Это, пожалуй, неизменный Золотой Телец и Священный Грааль нашей музыки. Со времен «А я сяду в кабриолет» и «Белого Мерседеса» с «Черным Бумером» практически ничего не изменилось: машина по-прежнему является в нашей стране чуть ли не единственным признаком Успешного Успеха. Но вот только теперь авторы текстов выучили более крутые названия тачек (правда, опять же, всего лишь несколько) и начали посвящать им песни. Я навскидку припоминаю аж три песни про «Панамеру» (это «Порше», если кто не в курсе) и штуки четыре про «Ламборгини» (как панибратский вариант — «Ламбо»). Ох, с каким упоением эти мальчики надувают свои мужественно небритые щеки, гундосо напевая про то, как они своих девочек катают в этих машинах… Я не уверен при этом, что у них даже на колесо от «Ламборгини» хватит в реальности. Но зато в их песнях столько пафоса, что на их фоне «Белый «Кадиллак» Моргенштерна выглядит как такси тарифа «эконом».
Наивный «географический романтизм», который начали еще CarMan в альбоме «Вокруг света» аж в 1990 году, развился в совершенно разнузданную браваду названиями дорогих заграничных курортов. Если в 1988 году Пальма-де-Майорка, про которую вальяжно пел Шуфутинский, вызывала лишь легкое чувство недоумения (ну КАК и КОМУ она может присниться? не каждому советскому человеку даже в Болгарию повезло съездить, зачем он травит?!), то сейчас… даже перечислять не буду все произведения, в которых их герои прожигают жизнь на пляжах разных стран. Одну только отмечу: особенно цинично звучит относительно свежая песенка про «зачем мне солнце Монако» в то время, когда сама возможность улететь подальше от родных березок недоступна практически всему населению страны.
К чему я все это веду? Да к тому, что прогнозирую смену парадигмы: в ближайшее время экономика и политика просто обязаны отразиться на содержании текстов песен отечественных исполнителей. В том случае, конечно, если на то хватит логики и инстинкта самосохранения у авторов. Уверен, что при нынешней ситуации неожиданно нарисовавшегося тотального кирдыка исполнение песен про то, как гундосый певец, одетый в «Гуччи», рассекает на «Ламбо» по Ницце или Монако, ничего, кроме глухого чувства классовой ненависти, вызвать уже не сможет. Так что для того, чтобы слушатели не побили после концерта авоськой с картошкой из «Пятерочки», я бы советовал певцам обратить внимание на «Ладу» и УАЗ (это если брутальности добавить захочется). Рифмы сами моментально просятся: «Лада Икс-Рэй /Давай, детка, скорей /Запрыгивай в нее, /Она крутая, е-мое!..»
Хотя… АвтоВАЗ нынче встал из-за отсутствия импортных комплектующих, так что вместо песен про новые модели можно сделать каверы на поп-классику: твоя «Вишневая девятка» снова будет сводить девушек с ума, да и аллегровская «Угонщица» те же «девятки» предпочитала! Слепо чтить традиции у нас нынче одна из основных скреп, так что надо еще про «Жигули-копейку» написать. Точно в «Голубой огонек-2023» на Первом возьмут. Ну и так далее. Отечественные бренды одежды и аксессуаров и курорты Краснодарского края терпеливо ждут своей очереди на воспевание в текстах молодежных хитов. Пророческим в этом смысле вышел опус дальнозоркого Шнура «Настоящий я мужик, вывез бабу в Геленджик». Только теперь это уже будет без налета испепеляющей анекдотичности…
И, наконец, напомню об одной из самых успешных в истории российской музыки песне. Которая на все сто процентов попала в злобу и нерв исторического периода. Которая была считай что автобиографичной для многих и многих. Которая (как и говорил товарищ Гегель в эпиграфе) отразила нравы и привычки времени, разделила его взгляды и представления. Я, конечно, о хите «Два кусочека колбаски» группы «Комбинация». И я сейчас без сарказма (хотя и терпеть ее не могу). Вот если бы девушки спели тогда про стол, ломящийся от икры, осетрины, шампанского и авокадо (Стоп! А КТО ТАКОЙ АВОКАДО? — удивились бы слушатели в 1992 году), то народ бы, мягко говоря, не понял… А два куска колбасы — это было ЖИЗНЕННО! Потому песня и стала таким мегахитом. Так что задумайтесь, коллеги! (Ох, ну КАК ЖЕ НЕ ХВАТАЕТ СМАЙЛИКОВ ЗДЕСЬ!!!)