Тысячи москвичей отправились ради этого очищающего ритуала в многочасовое путешествие. Никола-Ленивец находится в 220 км от столицы, это четыре часа езды, последние километры приходится ехать по ухабистой дороге. Медленно, словно покачиваясь в лодке, плывущей по неспокойному морю. Ждать в пробке, пока заедут все машины и автобусы. Но все это не останавливает многочисленных желающих стать соучастниками фантастического художественного действа.
– Один из первых огненных перформансов мы проводили в 2001 году – сжигали арт-объект из сена вместе с художником Германом Виноградовым. Он был одним из тех, кто заложил здесь перформативные практики, которые сейчас превратились в авторский формат арт-парка. Нынешнее событие мы посвящаем памяти Германа, – рассказывает Иван Полисский, который вместе с отцом занимается в Никола-Левинце развитием уникальной лэнд-арт территории.
Именно Николай Полисский превратил это место близ реки Угры в уникальное явление русской культуры. Живописец ездил сюда с конца 1980-х годов, писал пейзажи, потом купил дом. А в 2000-м году устроил первую лэнд-арт акцию: предложил местным жителям слепить для него двести снеговиков, пообещав заплатить по 10 рублей за каждого. Так получилось новое «стояние на Угре». Тогда Полисский бросил писать картины и начал строить масштабные инсталляции в полях и лесах из экоматериалов. Художник уверен, что искусство не должно быть вечным, у него есть своя жизнь и судьба, а после его смерти пусть о нем сложат легенды. За более чем 20 лет вокруг глухой деревни выросли десятки необычных арт-объектов. Помимо летнего «Архстояние», в последние годы появилась еще одна традиция – отмечать Масленицу сжиганием арт-объекта из дерева и сена. В прошлом году огню предали гигантский «Замок короно-людаеда», в 2020-м – 66-метровый деревянный мост.
Каждый раз команда арт-парка устраивает конкурс и выбирает из них неординарный проект. На этот раз самым актуальным сочти проект молодого архитектора Екатерины Поляковой, которая отозвалась на ситуацию пандемии идеей строительства новой «Вавилонской башни». Проект отсылает к библейскому мифу, который рассказывает о людях, которые хотели возвести «башню до небес», чтобы «сделать себе имя». Чтобы усмирить их гордыню, бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле. «Сегодня мы снова у подножия этой башни непонимания — погрязли в ссорах по любым вопросам. И только нам решать — продолжать распри или сплотиться у большого костра», – гласит концепция проекта.
В прощальное воскресенье на никола-ленивецкую «Вавилонскую башню» поднялись тысячи людей. Каждый из них оставил свои страхи и тревоги, записанные на бумажках, в стенах строения. Можно было так же положить желания в специальный шар из веток. Перед началом огненного действа его подняли на вершину башни. А потом его поджог шаман. Огонь быстро охватил всю деревянную постройку. Вокруг пламенеющего арт-объекта кружили как комары коптеры. Атмосфера вокруг царила средневеково-готическая, с нужной долей мистики, таинственности и метасмысла, связывающего современность и древнюю историю. На закате арт-объект, который был готов за две недели до прощального воскресенья, растворился в языках гигантского пламени, обогрев большую толпу, собравшуюся вокруг. Так в Никола-Ленивце проводили зиму и встретили весну…